Как заявил во время брифинга официальный представитель внешнеполитического ведомства Александр Лукашевич, в статье итальянской газеты «Репубблика» были допущены «грубые неточности», а информация о том, что российские туристы во время крушения лайнера «Коста Конкордия» платили за возможность в приоритетном порядке получать места в спасательных шлюпках – недостоверна.
«В статье говорилось, что итальянская прокуратура по этому поводу начала расследование. Посольство после выяснения всех обстоятельств незамедлительно обратилось к официальным властям за разъяснениями», - сообщил дипломат.
В Департаменте гражданской защиты Италии на запрос российского МИДа сообщили, что никаких предпочтений гражданам ни одной из стран при осуществлении спасательной операции не оказывалось.
«Не подтвердилась и информация о начале прокурорской проверки по фактам, изложенным в газете «Репубблика». В связи с этим наше посольство направило письмо с выражением протеста владельцу группы «Эспрессо», издающей «Репубблику». В письме особо подчеркнуто, что в условиях полного бездействия со стороны капитана «Коста Конкордия» в трагические часы крушения туристы, в том числе из России, были вынуждены спасаться самостоятельно», - подчеркнул Александр Лукашевич.
Экипаж корабля подтвердил, что капитан лайнера - Франческо Скеттино бежал с корабля в тот момент, когда пассажиры в панике столпились на палубе.
В Ростуризме стараются помочь россиянам получить законные компенсации. Заместитель руководителя Ростуризма Евгений Писаревский заявил, что всемирная туристская организация (UNWTO) разрабатывает конвенцию защиты туристов. Специалисты намерены ее подготовить к 2013 году.
Идея о создании универсального кодекса по защите прав туристов окончательно сформировалась именно после крушения круизного лайнера «Коста Конкордия».
ЧП такого рода всегда поднимают много вопросов, касающихся защиты прав туристов и прав на компенсацию, причем не только у россиян, но и граждан других стран.
Как уточняет Ассоциация туроператоров России (АТОР), сегодня Италия не является участником Афинской конвенции (1974 года) о перевозке пассажиров морем. И применяемым в данном случае международно-правовым договором считается Брюссельская конвенция о контрактах на путешествие от 1970-го года.
Согласно ей, компенсации не подлежат утерянные во время крушения наличные деньги и ювелирные украшения туристов, если они не были задекларированы или сданы в сейф.
Кроме этого, все претензии пострадавшим придется направлять в итальянские суды, в соответствии с итальянским законодательством и на итальянском языке.
Российские страховщики также признали, что туристы вправе обратиться к ним за выплатой компенсаций из фингарантий. Но тем не менее получить компенсацию и у страховой компании, и у Costa Cruises нельзя, юридически это считается «незаконным обогащением».