Но мало кто знает, что у этого района невероятно богатая история.
Когда-то Бутово считалось «Рублёвкой», где жили богатеи и знаменитости, вплоть до царских особ. «Подмосковная Швейцария» - так когда-то величали ныне простой спальный район на юге Москвы.
Бут и Бутовы
Споры о том, почему район Бутово называется именно так, не утихают до сих пор. Одни рассказывают, что в стародавние времена, после поимки Лжедмитрия, казак по фамилии то ли Бутов, то ли Бутово помог Михаилу Романову взойти на престол, за что был награждён немалым наделом земли, который и нарекли Бутовом.
Другие жители Бутова уверены, что имя их району дал генерал Бутов, получивший землю от Петра I за доблесть в боях. Есть ещё одна версия: раньше в этой области Подмосковья добывали «белый камень», известняк - бут. Часть добычи использовали для забутовки - заваливания ям и рвов. «Бутово - станция, большая отправка в Москву плитняка (то есть бута. - Ред.)…» - так написано в словаре Брокгауза и Ефрона.
А вот как описывают эту местность в «Экономических примечаниях» 1770-х гг.: «Сельцо Бутово… расположено на суходоле. Господский дом деревянный, при нём пруд рытой, в котором рыба: плотва, окуни и караси… Лес берёзовый и осиновый, к строению годный, в 6 и 7 сажен высотой. В нём звери: волки, лисицы и зайцы; птицы: тетерева, куропатки, скворцы и дрозды… Крестьяне состоят на оброке. Землю пашут на помещицу по 8 десятин в поле, а промышляют хлебопашеством, к чему они радетельны». Бутово по тем временам считалось одним из самых чистых районов Подмосковья. По приказу Петра I там даже был разведан источник минеральной воды.
Знаменитым местечком в районе Бутова была усадьба «Знаменские Садки», что на реке Битца: «Село Знаменское… на левом берегу речки Битцы и на правом берегу безымянного отвертка (оврага). Дом господский деревянный, с регулярным садом и оранжереями. Три пруда, в них рыбы: щуки, окуни, караси, лещи… Деревня Садки - на правых берегах той же речки и оврага Парцовского… Вода ко употреблению людям и скоту здорова. Лес растёт дровяной - берёзовый и осиновый. Звери водятся: волки, лисицы, зайцы; птицы мелких родов... Крестьяне на пашне, состояния средственного. Женщины упражняются в домашних рукоделиях». Одними из самых известных владельцев «Знаменских Садков» были князья Трубецкие. Заезжала в гости в усадьбу и Екатерина II. Неподалёку в имении Троицком проживал поэт Фёдор Тютчев, летом он часто заглядывал в «Знаменские Садки», чтобы пообщаться со своим знакомым, учителем господских детей Михаилом Погодиным - впоследствии известным историком.
После отмены крепостного права в 1861 г. в районе Бутова как грибы стали плодиться дачи богатеев. Сюда потянулись и знать, и дворяне, и купцы, и промышленники, и известные писатели. Расширяться Бутово стало со строительством железной дороги. Говорят, что строили её немцы да англичане, так как наши тогда ещё не освоили искусства правильно класть рельсы и шпалы. Возле «сельца» соорудили маленький деревянный вокзал, рядом с которым постоянно дежурили извозчики, чтобы подвезти очередного приехавшего господина до его имения.
Так, на извозчике часто ездил в Бутово владелец кондитерской фабрики (ныне «Красный Октябрь») Эйнем. Любили отдыхать в Бутове и родственники Владимира Ленина - туда частенько наведывались Мария Александровна Ульянова и её дети. Да и сам Владимир Ильич жаловал этот подмосковный уголок.
Кровавый полигон
В 1904 г. в Южном Бутове случился ураган, о котором до сих пор ходит много баек. Говорят, что стихия не только срывала крыши с домов, но и вырывала малышей из рук мам и нянь, а одного священника буря подняла над домами и донесла до самой церкви.
После 1917-го большинство богатых дач было разграблено, разрушено или отдано под большевистские нужды. Так, к примеру, в доме помещика Варенцова сначала создали детский дом, но прикрыли после визита Ленина и Крупской. По слухам, Крупскую возмутило количество клопов, заполонивших здание.
Сталинский период создал Бутову страшную репутацию.
В конце 1930-х в Южном Бутове построили полигон, или, как его называли в секретных документах, «Объект Бутово», якобы для стрельбищ и тренировок сотрудников НКВД. Местные жители судачили: «Нехорошее место». И действительно, место это кровавое. Когда-то здесь была усадьба боярина Дрожжина. Жил боярин не тужил, да вдруг на него осерчал Иван Грозный. Вмиг слетела голова Дрожжина. А в период с 1937 по 1953 г. на тот самый «Объект Бутово» сотнями свозили и расстреливали невинных людей. Убитых было столько, что хоронили их в несколько уровней. На территории, обнесённой высоким забором с колючей проволокой, днём и ночью слышались выстрелы. А местные жители думали, что агенты КГБ испытывают новое оружие. Во время Великой Отечественной в районе полигона развернули лагерь с пленными немцами. Их сгоняли на строительство Варшавского шоссе. Тех, кто не мог работать, сразу расстреливали и скидывали в яму. После смерти Сталина расстрелы - и своих, и чужих - прекратились, а вокруг полигона построили генеральские дачи для сотрудников НКВД.
В 1985 г. село Бутово стало частью Москвы, и там началось массовое строительство. Оно вызвало немало конфликтов между гражданами, не желавшими расставаться со своими садами-огородами, и московскими властями, которым эти территории были нужны для возведения социального жилья.