3 июля 1961 г. на атомной подводной лодке Северного флота К-19 чуть не взорвался реактор. Большинство сограждан узнало об этом... в 2002 г. из американского художественного фильма.
«Оставляющая вдов»
В тот несчастливый день один из двух реакторов лодки пошёл вразнос, начала плавиться активная зона. Как помнят все видевшие голливудский фильм «К-19: Оставляющая вдов», только грамотные и нестандартные решения экипажа не допустили взрыва. Реактор охлаждали забортной водой при помощи системы, собранной вручную «на живую нитку». Шестеро погибли от острой лучевой болезни почти сразу, ещё двое - в течение двух недель. Члены экипажа, дожившие до премьеры американского фильма, обругали его создателей за необъективность и очернительство, хотя все претензии сводились к тому, что «советские матросы апельсины не воруют» и «советские офицеры спирта не пьют».
«Лодка К-19 была во многом новаторской даже на фоне того крупнейшего в ХХ в. технологического рывка, который дали подводные лодки с атомными энергетическими установками, - говорит Сергей БАЛАКИН, военно-морской эксперт. - К-19 первой на советском флоте получила ракетное вооружение. Первоначально лодки 658-го проекта, к которым она относилась (начали строиться в конце 50-х гг. ХХ в.), могли запускать ракеты только из надводного положения. После катастрофы реактора в 1961-м К-19 прошла модернизацию и летом 1964-го снова вошла в историю - первой в СССР запустила ракету из подводного положения.
Можно сказать, именно с этой лодки пошли все современные ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, включая «Юрия Долгорукого».
Однако судьба К-19 складывалась трагически и после вышеописанного инцидента. В 1969 г. она столкнулась в Баренцевом море с американской подводной лодкой. Из-за полученных повреждений пришлось вернуться на базу. Куда более серьёзный инцидент случился с К-19 24 февраля 1972 г. в Северной Атлантике. На борту был крупный пожар, погибли 28 из 128 членов экипажа. Всё началось с того, что в 9-м отсеке прорвало маслопровод, а вахтенный матрос как раз в это время ушёл на камбуз за оладьями. Техника в те годы настолько резко шагнула вперёд, что оставила далеко позади квалификацию экипажей. Так было не только в СССР - США тоже потеряли из-за «человеческого фактора» две атомные подводные лодки. О том, как подводники тогда боролись с огнём, можно было бы снять отдельный фильм. В 10-м отсеке, например, остались отрезанными 12 человек, в течение последующих 23 суток дышавшие техническим воздухом с примесью машинного масла, фильтруя его через одеяло и стараясь не совершать лишних движений (воздух экономили). Из воздуха же и воду для питья добывали: из-за разницы забортной и внутриотсечной температур влага конденсировалась на металлических поверхностях.
В кино и в жизни
Но и после этого лодка К-19 не была отправлена в отставку. Её модернизировали в 1977 и 1988 гг., чтобы... исключить из состава ВМФ в 1990-м по условиям советско-американского договора ОСВ-1. Вскоре после этого об истории «Хиросимы», как называли К-19 остряки с Северного флота, узнала американский режиссёр Кэтрин Бигелоу. Говорят, сначала она хотела снимать свой фильм на натуральной К-19, которая до сих пор стоит на приколе в посёлке подводников-североморцев Видяево. Пробивная американка каким-то образом победила неповоротливую машину нашей военной бюрократии и прорвалась на борт. Однако лодка сохранилась настолько хорошо, что внутри не было ни единого ржавого пятнышка. Сказав, что такой чистоты на русской субмарине быть не может, ибо это не отвечает представлениям американского зрителя о России, Бигелоу перенесла съёмки в павильон. А роль атомной К-19 исполнила дизельная К-77, попавшая в США после распада Советского Союза.
Несколько раз возникали идеи: а не сделать ли из К-19 музей? Если поставить её на Неве напротив «Авроры», отечественные и иностранные туристы повалят на неё плотной толпой. Посмотреть на лодку, которой командовал «сам Харрисон Форд», наверняка захотели бы многие. Кстати, по мнению большинства подводников, с ролью он справился неплохо. К тому же знаменитый американский актёр внешне довольно похож на капитана I ранга Николая Затеева, командовавшего К-19 в том самом походе летом далёкого 1961-го.