Известный доктор, профессор хирургии, лауреат Сталинской премии по медицине, в миру Валентин
Храмы его имени открыты при многих больницах. Икону, на которой по одну сторону от владыки изображён аналой с Евангелием, по другую — столик с хирургическими инструментами, можно увидеть во многих операционных. А написанная им книга «Очерки гнойной хирургии» до сих пор служит учебным пособием для каждого практикующего хирурга.
Одним глазом
— Он был хирургом от Бога — окулистом и ларингологом, гинекологом и урологом, стоматологом и нейрохирургом, ортопедом и онкологом, — рассказывает отец Ваcилий Марущак, протодиакон Симферопольской епархии. — К народному врачу пациенты стекались отовсюду — он брался за самые безнадёжные случаи и никогда не брал денег.
— Лучше всего ему удавались глазные операции, — вспоминает Майя Прозоровская, внучатая племянница архиепископа Луки, прожившая 15 лет в доме владыки. — В его врачебной практике был один трогательный случай — доктор вернул зрение слепому нищему. Прозревший собрал слепцов со всей округи, и они длинной вереницей выстроились перед больницей в ожидании врачебной помощи. При этом никто не знал главного — владыка был слабовидящим, рабочим у него был только один глаз. И как ему удавались сложные, филигранные операции, не мог понять никто.
В священники профессор был рукоположен в 1921 г. В то время он был уже доктором с мировым именем и служил главным хирургом Ташкентской городской больницы.
— В те страшные годы многие священники, опасаясь репрессий, самовольно снимали с себя сан, — рассказывает отец Василий. — А владыка всюду появлялся в церковном облачении, с крестом на груди. В oперационной у него стояла икона с лампадой, перед операцией он всегда читал молитву и ставил на теле больного йодом крест. Реакция властей не замедлила сказаться — вскоре хирурга арестовали, обвинив в шпионаже. Когда владыку этапировали в Москву, верующие ложились на рельсы, чтобы не дать увезти своего пастыря. Первую ссылку владыка отбывал в Енисейске, где сразу пришёл в больницу и попросил разрешения оперировать. После первых же операций список больных, ожидавших операции, был составлен на три месяца вперёд.
Деньги от Сталина
Когда началась Великая Отечественная, владыка отбывал третью ссылку.
— Ссыльный
В октябре 1941 г. епископ Лука был назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя.
— Эту премию владыка, хотя жил очень скромно и на его попечении находилось большое количество родственников, потерявших работу как члены семьи репрессированного, перечислил в фонд помощи детям, пострадавшим в войне, — говорит Майя Прозоровская. — А вот медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» врачеватель очень дорожил.
Жизнь после жизни
Последние годы жизни владыка провёл в Симферополе.
— В 70 лет, после 11 лет ссылок, ему захотелось провести остаток жизни в окружении родных людей, — вспоминает Прозоровская. — Владыка разыскал нас с мамой (дочерью своего старшего брата) и забрал к себе. Мы прожили рядом с ним 15 последних лет его жизни. Он ежедневно вёл приём больных, диктовал мемуары, читал проповеди и всегда находил время для общения с родными, вникая во все наши проблемы. Когда мне как члену семьи священника отказали в приёме в институт, владыка отправил телеграмму Сталину. Из кремлёвской канцелярии пришёл приказ — «зачислить».
— Случаи чудесных исцелений по молитвам архиепископа были зафиксированы ещё при его жизни, — рассказывает Валентина Яблонская, зав. музеем святителя Луки (Симферополь), — и после смерти (владыка умер 11 июня 1961 г. — в День всех святых, в земле Российской просиявших) и канонизации (святитель Лука был причислен к лику святых в 2000 г.) всякий, кто приходит к его мощам (они находятся в
В продолжении: Кто такой Святитель Лука и за что его почитают →