Но лето кончилось, а проблемы остались. Что же ждёт пассажиров - удорожание билетов, повышение штрафов, продолжение коррекции расписания в сторону увеличения интервалов между поездами?
Мало штрафов платим...
«Радостную» весть о том, что проезд по Московской области может подорожать в 1,5 раза, озвучил Геннадий Верховых, начальник департамента пассажирских сообщений РЖД. Сделал он это заранее, чтобы мы успели до начала 2011 г. привыкнуть к неприятному нововведению. Одновременно было проанонсировано увеличение штрафов до европейского уровня. «Нынешний размер штрафа, установленный административным кодексом, делает его символическим платежом, и 30-40% пассажиров ездят без билетов, - объяснили «АиФ» в РЖД. - Кроме того, у Ространснадзора небольшой штат, из-за этого штрафы в пригородных электричках практически не собираются. Проблема безбилетников напрямую влияет на качество проезда всех пассажиров, поскольку из-за этого меньше средств тратится на обновление подвижного состава».
Вероятно, за обшарпанные электрички без туалетов и кондиционеров можно упрекать безбилетников. А где искать виновных в том, что людей иногда буквально подталкивают к проезду «зайцем»? Каждый день с Киевского вокзала ходит чрезвычайно популярная и комфортная экспресс-электричка до Калуги. Из-за того что расписание обычных «тихоходов» постоянно меняется, народ готов заплатить побольше, но гарантированно доехать до работы или дачи. Однако купить билет можно только в трёх спецкассах или кассах дальнего следования, предъявив паспорт и приехав за заветным документом за час до отправления поезда, - ведь очереди к заветным окошкам просто дикие. Половина пассажиров утреннего экспресса, уходящего из столицы в 7.20, не успевает купить билет и мчится на перрон договариваться с проводниками. Благо, электричку всегда отправляют с путей, вход на которые не перекрыт турникетами. «Стойте в тамбуре, потом сядете на пустые места», - тихой скороговоркой отвечают проводницы на мольбы пустить без билета. Между вагонами набивается с десяток человек, с каждого «зайца» берётся мзда в 200-300 руб., вот и получается, что рейс обогащает конкретного проводника на 2-3 тыс. руб. Почему нельзя открыть достаточно касс и продавать билеты через Интернет, как это сделано с поездами дальнего следования? Да и как заставить контролёров пробивать все штрафы, а не класть часть денег в карман?
А деньги где?
Назначив «зайцев» виноватыми в обшарпанности электричек, железнодорожники отказываются нести ответственность и за сокращение числа пригородных перевозок: около 500 электричек отменили в 2009 г., официальные данные по текущему году пока засекречены. Особенно пострадал маршрут Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород, где носятся модные «Сапсаны», удовольствие прокатиться на которых с ветерком стоит до 11,4 тыс. руб. в одну сторону. «Причина отмен пригородных поездов по всей стране (а не только в Подмосковье и соседних областях) в том, что тарифы, которые устанавливают субъекты Федерации, намного ниже себестоимости пригородных перевозок, - посетовали в РЖД. - Хотя субъекты Федерации должны компенсировать эти деньги, мы получаем лишь около 10% от всего объёма убытков. Из-за этого в прошлом году и были сокращены те самые 500 рейсов, и пересмотр расписания продолжается».
Выходит, электрички будут отменяться и дальше? «Если государство сдерживает рост тарифов на перевозки, регионы должны получать из федерального бюджета средства для покрытия убытков РЖД, - уверена Залина Медоева, член комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и местному самоуправлению. - Но дотация каждому конкретному субъекту РФ должна быть своя, а местные власти обязаны самостоятельно разобраться с безбилетниками». Вот только сколько времени пройдёт, пока железнодорожники разберутся с чиновниками, а те в свою очередь решат проблемы с быстрой продажей билетов и чёрным налом, оседающим у контролёров и проводников? И до этого светлого будущего нам всем ездить в замызганных электричках, которые перед этим ещё и штурмом надо брать?
Тарифы на проезд в электричках
В 2011 году тарифы на проезд в электричках в Московской области могут возрасти до 25 рублей за одну зону, а штраф за безбилетный проезд увеличится со 100 руб. до 2-3 тысяч.
В текущем году из-за «зайцев» РЖД ожидает убыток от пригородных перевозок в размере 32 млрд руб. В прошлом году эта сумма составила 33 млрд руб.
Изменение тарфиов
Стоимость проезда, рублей за зону
- 2009 г. - 14
- 2010 г. - 16,5
- 2011 г. - 25
Оплата штрафа, в рублях
- 2010 г. - 100
- 2011 г. - 2-3 тысячи
К примеру, после повышения тарифов стоимость проезда из Москвы до Павловского Посада составит 200 руб., сейчас билет стоит 132 руб.
Интернет-опрос «АиФ»
Вы на электричке часто ездите?
- Уже давно не ездил - 62% (1200 голосов)
- Каждый день на работу и обратно - 18% (342 голоса)
- Пару раз в месяц - 12% (228 голосов)
- Каждые выходные на дачу и обратно - 8% (150 голосов)
Всего голосов: 1920
Опрос проводился на сайте WWW.AIF.RU