Автоматические аттракционы в городских парках проходят обязательную проверку каждый год, перед началом летнего эксплуатационного сезона. В этом году москвичи официально смогут кататься в 35 уличных зонах и нескольких торговых центрах. Но присмотреться к развлекательной технике все равно лучше повнимательней. АиФ.ru собрал важные советы о том как выбрать безопасный атткакцион.
Где покататься
Согласно данным московского Спецгостехнадзора на данный момент в столице работают 488 механических аттракционов. Все их можно условно разделить между 35 уличными зонами. Покататься можно: в Сокольниках, Кузьминках, Филях, Бабушкинском, Лианозовском, Воронцовском, Перовском, Останкинском, Таганском и Измайловском парках, «Дубках», Московском зоопарке, ЦПКиО имени Горького, парках Победы и «Северное Тушино». Аттракционы установлены также на Крылатской, Новопесчанной, Дольской, Люблинской, Санникова, адмирала Лазарева улицах, проспекте Андропова, Фестивальной, Кантемировской, Клинской, Щорса и Пенягинской улицах, бульварах Дмитрий Донского, Коптевском, Мячковском и Сиреневом. Дополнительными точками могут стать крытые парки в торговых центрах, «Филионе» и «Европейском».
В московском Объединении административно-технических инспекций (ОАТИ) рассказывают, что в этом году допуск к сезонной эксплуатации не получили еще 52 сооружения. Впрочем, чиновники уточняют, что проблема вряд ли кроется в их техническом состоянии: из-за поздней весны не все собственники успели вовремя отремонтировать, покрасить и провести свои аттракционы через обязательную процедуру технического освидетельствования. Так что в скором времени число точек, скорее всего, увеличится – разрешения на сезонную эксплуатацию владельцы развлекательных сооружений могут оформить в течение всего летнего периода.
Как выбрать легальный и безопасный аттракцион
Согласно информации Спецгостехнадзора, на каждом московском аттракционе должны быть две таблички: первая – с регистрационным номером, присвоенным ОАТИ, вторая – талон о прохождении технического освидетельствования, похожий на аналогичный автомобильный документ. Проверить правильность данных и работоспособность аттракционов можно на правительственном портале «Открытые данные».
Кроме того, на каждом аттракционе должна быть установлена инструкция по эксплуатации, содержащая, в частности, возрастные ограничения. Эксперты убеждены – не стоит ими пренебрегать. Детей катать на аттракционах можно лишь начиная с трехлетнего возраста, на малышей механические аппараты в принципе не рассчитаны.
Посетителям стоит визуально оценить состояние аппарата, рассказывает президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов (РАППА) Владимир Гнездилов. «Как и в случае с автобусом: лучше, если он не будет скрипеть и дребезжать, а все крепления и решетки будут на месте», – поясняет эксперт.
Немеханические аттракционы в Москве не проходят обязательную проверку. В частности, за батутами, надувными шарами для зорбинга (хождения по воде), Segway, аэродинамическими трубами, 4D и 5D кинотеатрами – отдельного надзора не производится. Следить за безопасностью детей на подобных конструкциях придется самостоятельно. Впрочем, владельцы аттракционов рассказывают, что серьезные травмы встречаются крайне редко – в худшем случае речь идет об ушибах и незначительных растяжениях.
Важно адекватно оценивать срок службы аттракциона. «Чем новее – тем лучше», – указывает Гнездилов. Впрочем, масштабные сооружения часто работают долго без особого ущерба. Например, на колесе обозрения «Москва 850» посетители ВВЦ катаются уже 18 лет. «По европейский стандартам конструкции подобного масштаба устанавливаются на 20-30 лет эксплуатации среднего режима, – поясняет президент РАППА. – Наше работает мало и, я думаю, может простоять лет 300, другой вопрос, что за это время машина устареет морально».
Самый старый московский аттракцион сегодня работает в Измайловском парке: местное колесо обозрения было установлено в 1958 году. Одновременно аналогичное сооружение было поставлено в парке Горького, где его демонтировали лишь несколько лет назад. В администрации Измайловского рассказывают, что колесо работает в штатном режиме: раз в пять лет проходит специальные полномасштабные проверки и ежегодно сертифицируется в Спецгостехнадзоре. Впрочем, по данным аналитиков, колеса обозрения – скорее исключения из правил, лишь 10% городских аттракционов эксплуатируются сегодня более 10 лет.
В штатном режиме за безопасностью катающихся должны следить операторы аттракционов и непосредственно сотрудники парка. Городские службы организовывают нерегулярные технические рейды и отслеживают содержание объектов с помощью систем видеонаблюдения. Жаловаться на техническое состояние сооружение лучше всего напрямую в Спецгостехнадзор или ОАТИ. Оставить сообщение можно на официальных сайтах или горячих линиях организаций.