Облик Москвы за 18 лет его пребывания на посту градоначальника заметно изменился. Пожалуй, большая часть его предложений по модернизации московской инфраструктуры и изменению образа первопрестольной несли в себе рациональное зерно. Но не все проекты экс-мэр смог довести до конца, а некоторые так и остались в истории столицы всего лишь сомнительными «мыльными пузырями». Мы анализируем самые большие удачи и громкие провалы Юрия Лужкова на зодческом поприще.
Удачи
1. Храм Христа Спасителя
Идея восстановления храма витала в воздухе еще до прихода Лужкова к власти, но восстановление началось в 1994 году уже под руководством Юрия Михайловича.
За 16 лет «москвичи и гости столицы» уже успели привыкнуть к, скажем так, нетривиальному и неканоничному облику ХХС.
Но первые годы после возведения возмущение общественности вызывали мраморная, а не белокаменная облицовка, бронзовые горельефы вместо мраморных, покрытие куполов из нитрида титана вместо позолоты и, конечно же, подземная парковка. Тем не менее, спустя годы к необычному храму привыкли все и он стал вполне себе культурным центром. Там теперь даже концерты играют.
2. Монорельсовая дорога
Несмотря на то, что еще с появления проекта строительства монорельса только на бумаге, он вызвал волну недоверия в прессе, сейчас отношение к нему потеплело.
Его долго планировали, долго строили, долго тестировали, но вопреки вялому и не сликом ободряющему началу, закончилось все более-менее хорошо. То, как монорельс вводили в эксплуатацию, может служить примером немногочисленных случаев, когда московские чиновники повели себя адекватно пожеланиям граждан – увеличили время работы и количество остановок, снизили цены на билеты. И хотя сейчас монорельс все еще остается диковинкой для приезжих, нежели популярным средством транспорта для москвичей,
3. Третье транспортное кольцо
Призванное облегчить движение транспорта внутри Москвы, ТТК со своей задачей справилось только частично. И все же на сегодняшний день – это лучше, чем ничего.
Лужков взялся довести до логического конца строительство, запланированное еще в 1935 году, и ТТК в итоге замкнул.
Город от пробок это не спасло, но теперь зато началось строительство Четвертого траспортного кольца, протяженностью 74 км, при возведении которого обещают избежать ошибок, допущенных при проектировании ТТК.
4. Москва-Сити
Амбициозный проект, который призван создать зону деловой активности, которая объединит бизнес, апартаменты проживания и досуг, строится без малого два десятка лет.
Несмотря на то, что проект казался мертворожденным, отдельные здания комплекса уже построены и введены в эксплуатацию. Да и переливающийся огнями «Сити» теперь куда меньше раздражает горожан, чем когда он выглядел безлюдной неуютной стройкой.
И пусть окончательное возведение комплекса – дело весьма отдаленного будущего, надежды на то, что его на забросят на середине крепнут с каждым годом.
5. Новые станции метро
При Лужкове были построены восемь новых станций московского метрополитена, еще семь запланированы.
Правда ни одна из станций «великолепной семерки» не будет достроена ранее 2013 года.
Хотя новые станции не смогли решить проблему переполненности метро, по данным статистики с 2000 года в вагонах и на станциях дышаться стало свободнее.
Провалы
1. Снесено 700 исторических зданий
За последние 15 лет в столице снесено около 700 домов, связанных с именами выдающихся жителей города. Еще больше в Москве домов, которые после «реставрации» меняются до неузнаваемости.
Вместо дома-музея Аксакова теперь стоит его бетонная копия, главный дом Герцена превратился в смесь стекла и бетона, домик декабриста Свистунова обзавелся огромной пристройкой. Архитектурный облик Москвы катастрофически быстро меняется. И это несмотря на то, что охраной исторической застройки в российской столице одновременно занимается целый ряд структур – начиная от общественных организаций и заканчивая государственными и муниципальными.
2. Проект Диснейленда
Проекта парка развлечений обсуждается еще с 1992 года, и хотя шумиха вокруг него уже не такая как в начале 90-х, попытки реанимировать проект периодически принимаются Правительством Москвы.
Затея это, честно говоря, бесперспективная, ведь по мнению гендиректора «Уолт Дисней Компани СНГ» Марины Жигаловой-Озкан, Москва не подходит для строительства классического детского парка развлечений по климатическим условиям. Такой парк требует, чтобы минусовая температура воздуха стояла не больше двух недель. Поэтому упорство московских властей уже вызвало в народе вал шуток про «откаты».
3. Аквапарк «Аквадром»
В 1997 году на Аминьевском шоссе неподалеку от станции метро «Кунцевская» началось строительство аквапарка «Аквадром». Предполагалось, что стройка завершится к старту Всемирных юношеских игр, которые проходили в Москве в 1998 году.
Согласно проекту комплекс должен был включить в себя пять бассейнов, легкоатлетический манеж, офисы, центр лечебной физкультуры и медицины, кафе, подземную автостоянку и многое другое. К началу юношеских игр строители не успели, а в 2000 году возведение сооружения было заморожено. С тех пор долгострой не раз менял владельцев, фигурировал в нескольких уголовных делах, менял свою возможную будущую личину то на то торговый, то на развлекательный комплекс, но остался в итоге всего лишь местом тусовки неформальной молодежи.
4. Футбольные стадионы
Без нормальных полей до сих пор остаются ЦСКА, «Динамо» и «Спартак». У ЦСКА был конфликт с Минобороны по поводу земли, на которой будет строиться стадион.
Реконструкции «Динамо» помешала необязательность банкиров – теперь презентация новой арены состоится не ранее 2016 года.
А что мешает строительству стадиона «Спартака» вообще непонятно. Первый камень три года назад заложил сам Лужков, но что-то, хоть как-то характеризуемое как «строительные работы» началось только в конце этого лета.
5. Народные гаражи
Многообещающая программа обернулась фиаско.
Строительство отставало от запланированного графика, цены на гаражи выросли, так еще и горожане стали собирать подписи против строительства стоянок рядом с их домами: ради гаражей власти жертвуют детскими площадками и скверами.
Тем не менее, власти продолжают уверять, что программа пользуется спросом, в то время как защитники прав автомобилистов настаивают на том, что такие гаражи не нужны.