Новодевичий — самый старый действующий женский монастырь, чей архитектурный ансамбль признан ЮНЕСКО объектом мирового культурного наследия.
«Придворная» обитель
Но монастыря могло бы не быть вовсе, не одержи царь Василий III такую нужную России победу. В 1514 г., подойдя к стенам Смоленска, который тогда был центром воеводства Великого княжества Литовского, князь Василий III дал клятву: «Коли Божиею волею достану свою отчину, град Смоленск и земли Смоленския, тогда поставлю в Москве на Посаде девичь монастырь, а в нём храм...» 30 июля 1514 г. Смоленск был взят. А через 10 лет, в 1524 г., в Москве появилась Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии (в переводе с греческого «Путеводительницы») Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы .
По одной из легенд, Девичье поле, находящееся в конце ул. Пречистенка (ныне Б. Пироговская), было выбрано для монастыря потому, что когда-то именно там татаро-монголы выстраивали в ряд русских красавиц, выбирали самых румяных, белолицых и молодых и увозили в Золотую Орду.
Чтобы возвести один из самых больших в России женских монастырей, Василий III выделил из казны 3 тысячи серебром. А по столице ползли нехорошие слухи: мол, князь начал строить монастырь только через 10 лет после данного обета, потому что решил наконец постричь в монахини свою жену Соломонию Сабурову, которая 20 лет не может родить ему детей. И правда, Василий III как раз в это время затеял первый в истории России бракоразводный процесс, и в 1525 г. в Богородице-Рождественском монастыре в Суздале его супруга Соломония приняла постриг, став Софией. А князь вскоре женился на дочери литовского князя Елене Глинской, которая родила ему сына, Ивана IV, Грозного.
В январе 1598 г. в Новодевичий монастырь въехала на ПМЖ вдова царя Фёдора I Иоанновича царица Ирина Фёдоровна Годунова. С собой она привезла и брата Бориса. Три раза к монастырю приходил бить челом русский люд, прося «Бориску на царство». И только на третий раз Борис любезно согласился и переехал в Кремль, а Ирина Фёдоровна осталась в монастыре. Новоиспечённый царь не забыл хлеб-соль монашьей обители. Он приказал отреставрировать Смоленский собор, построить домовую церковь во имя Иоанна Предтечи (ныне церковь святителя Амвросия Медиоланского) , возвести новые кельи. Чтобы сохранить монастырь от врагов, по приказу Годунова вокруг святого места была сооружена крепость с башнями.
При Петре I в 1689 г. после Стрелецкого бунта в Новодевичий монастырь была отправлена родная сестра царя Софья. Её постригли в монашки и заставили смотреть из окон святой обители, как казнили поддержавших её стрельцов. Говорят, царь самолично рубил головы своих предателей. Иногда сразу отсечь не удавалось, и над монастырём летел душераздирающий крик умирающего в страшных муках. Софья была заточена в Надпрудной башне , что недалеко от центральных ворот монастыря, поэтому в народе башню окрестили Софьиной. По преданию, если дотронуться рукой до этой башни и загадать желание, оно непременно сбудется. Правда, местные святые жительницы очень не любят это поверье, потому что особо страстно желающие нацарапывают свои мечты прямо на стенах Софьиной темницы.
Софья подарила Новодевичьему монастырю не только башню желаний — на её деньги здесь были построены церкви и колокольни. А Пётр I «подарил» монастырю свою первую жену, Евдокию Лопухину. Царственной особе выделили по случаю пострига собственные палаты, которые были названы Лопухинским корпусом .
Наполеона обманули
В Новодевичьем монастыре никогда не отказывались стричь в монахини знатных особ — в большинстве случаев их состояние отходило церкви. Благодаря таким послушницам Новодевичий монастырь очень быстро стал одной из самых богатых обителей на Руси. Помимо денег и драгоценностей ему принадлежало немало сёл, несколько тысяч крепостных. У монастыря была даже своя слобода, располагавшаяся вдоль ул. Пречистенки, в которой проживало более ста ремесленников.
Во время войны 1812 года Наполеон приказал обитель сжечь. Покидая Москву, Бонапарт вышел на Воробьёвы горы в ожидании «фейерверка» — французские солдаты уже заминировали подвалы монастыря и зажгли возле фитилей свечи. Но одна из монахинь, заподозрив неладное, проверила подвал и затушила огонь. Понимая, что Наполеон без пожара не уйдёт, монахиням пришлось поджечь дом по соседству с монастырём. Говорят, что житель дома лично помогал им в поджоге жилища, чтобы спасти обитель.
У стен Новодевичьего монастыря разместилось самое престижное в столице Новодевичье кладбище. Старое Новодевичье кладбище расположено на территории самого монастыря . Во время реконструкции большинство из этих могил было утрачено, из 2000 осталось около 100 захоронений. Но старожилы рассказывают, что, если побывать на этом месте ночью, можно заметить на земле светящиеся «гробовые прямоугольники» — места потерянных могил. Новое Новодевичье кладбище, где похоронены многие великие люди России, перенесли уже за стены монастыря.
При советской власти помимо нового кладбища рядом с Новодевичьим монастырём открыли для публики чудесный парк, а в самом монастыре собрали... «Музей раскрепощения женщины», но, опомнившись, быстро его прикрыли, отдав помещения под художественный музей «Новодевичий монастырь». Полностью возобновил свою деятельность монастырь только в 1994 г.