Американская разведка знала о том, что Саддам Хусейн не имеет отношения к терактам 11 сентября 2001 года, в которых погибло порядка трёх тысяч человек. Наряду с наличием у Хусейна оружия массового поражения, эти обвинения послужили поводом для вторжения в Ирак в 2003. Восьмилетний конфликт породил 150 тысяч жертв, более полумиллиона беженцев и погрузил страну в хаос гражданской войны.
«Это была спланированная администрацией Буша кампания по совмещению в общественном сознании Ирака и трагедии 11 сентября. И, конечно, эта связь была фикцией», — говорит Карл Левин, сенатор-демократ от штата Мичиган. Недавно демократы проиграли большую битву за Сенат и теперь берут реванш громкими разоблачениями. До президентских выборов — менее двух лет.
Запрос Левина
Несколько дней назад Карл Левин запросил некоторые документы, касающиеся деятельности ЦРУ в начале нулевых годов. В таких случаях разведка обязана подчиниться и предоставить все данные. Среди них Левин обнаружил письма, из которых следует, что агенты ЦРУ изначально обладали информацией о непричастности Хусейна и его людей к организации терактов.
Для администрации Белого дома эти данные были неудобны, однако искать других поводов там не стали. Занимавший в то время пост вице-президента Дик Чейни раз за разом повторял, что организаторы 9/11 находятся в Ираке и сидят на направленных в сторону Штатов боеголовках. Необходимость широкомасштабной войны с терроризмом была ключевым моментом почти каждого выступления Джорджа Буша-младшего.
В результате войны США удалось свергнуть режим Хусейна, который был показательно казнён чуть ли не в прямом эфире. В Ираке даже нашли оружие массового уничтожения, но совсем не то, на которое рассчитывали. С 2004 по 2011 годы американские солдаты регулярно находили ящики с химическим оружием и десятками боеголовок. Проблема была в том, что это оружие было произведено до 1991 года и продано Ираку самими Штатами. «Обожаю слушать, когда говорят, мол, в Ираке не было химического оружия, — заявил бывший сержант армии США Джаррод Тэйлор. — Там его было много». Пентагон предпочёл об этом умолчать.
«Почитайте их отчёт, — призывает сенатор Левин, чей запрос закрыл точку в разговорах о связи Хусейна с ударами по башням-близнецам. — Всё это напоминает мне Уотергейт».
Допросы ЦРУ
Эта история всплыла в контексте публикации масштабного отчёта о деятельности ЦРУ. На протяжении пяти лет этим докладом занималась сенатор-демократ от Калифорнии Диана Файнштейн. В общей сложности её отчёты занимают более шести тысяч страниц. Сенатский комитет решил не публиковать отчёт, но публике доступны выводы, изложенные на 524 страницах.
Основные итоги расследования Файнштейн — ЦРУ регулярно пытало заключённых, не имея на то каких-либо прав или санкций. Более того, пытки так и не дали никаких результатов. Например, сведения об отсутствии связи Хусейна с терактами 11 сентября были получены от информатора, в документах обозначенного как «Источник X».
«В докладе содержатся сведения о тайном использовании ЦРУ пыток и других методах принуждения ЦРУ в отношении, по меньшей мере, 119 человек, — начала своё выступление Файнштейн. — Предпринятые десять лет назад действия ЦРУ бросают тень на наши идеалы и на нашу историю. Публикация нашего доклада — важный шаг на пути к нашим ценностям и возможность показать миру, что мы по-прежнему правовое общество и достаточно сильны, чтобы признать свои ошибки и сделать соответствующие выводы».
В 1990 году США ратифицировали Конвенцию против пыток, запрещающую пытки даже в случае войны или чрезвычайного положения. Тем не менее, отмечает Файнштейн, после 11 сентября в Штатах сочли «чрезвычайные» методы допросов допустимыми, а порой даже необходимыми.
Впервые сенатский комитет узнал о применении так называемых «расширенных» техник допроса в 2006 году, именно это и подтолкнуло провести всестороннее расследование. Выяснилось, что агенты ЦРУ действительно пытали заключённых в тюрьмах, причём в отдельных случаях такого рода допросы могли длиться круглые сутки.
В ход шли угрозы — не только в адрес заключённых, но и в адрес их родственников. Пленников запирали в крохотных камерах размером с гроб на неделю и больше, других пытали утоплением. Штатные психологи ЦРУ разработали целый комплекс приёмов психологического давления. В общей сложности применялись двадцать видов пыток. Ещё десять руководство ЦРУ сочло неприемлемыми.
В отчёте отмечено, что, вопреки заявлениям американских силовиков и властей, пытки не дали сколь-либо ощутимого результата — сведения в основном поступали благодаря агентурным действиям и шпионажу. Вместе с этим в документе есть данные о том, что 26 человек, к которым применялись «чрезвычайные способы допроса», были задержаны по ошибке.
«После худшего в истории нападения на нашу страну никто не может точно сказать, где лежит граница ответственности за безопасность американского народа, — заявил Барак Обама в одном из интервью. — Когда стране угрожает опасность, люди стараются принять рациональное решение, но в дальнейшей перспективе оно порой оказывается неверным».
«Это спорное утверждение, — отметил представитель Обамы Джош Ирнест на вопрос, лгало ли ЦРУ Белому дому. — Определённо, то, что говорили некоторые люди, не было правдой».
«Директор Джон Бреннан и ЦРУ продолжают умышленно предоставлять недостоверную информацию и искажать сведения об эффективности пыток, — заявляет старший сенатор-демократ от Колорадо Марк Юдалл. — Иными словами, ЦРУ врёт».
Однако, согласно свежему опросу Rasmussen Reports, половина американцев поддерживает пытки. «47 % избирателей считают, что утопление и другие агрессивные методы допроса должны быть использованы для получения информации о подозреваемых в терроризме», — говорится в исследовании. При этом каждый третий американец считает пытки недопустимыми, каждый пятый — не определился.
Если Барак Обама и представители Демократической партии США единым фронтом осудили применение пыток, то мнения в стане республиканцев разделились. Некоторые из них считают, что главная цель доклада — атака на Джорджа Буша-младшего и всю партию. Сенатор-республиканец от ультраконсервативного штата Оклахома Джим Инхоф открытым текстом заявил, что «горячо поддерживает расширенные методы допросов».
«Демократы ведут себя в Сенате словно квартиросъёмщики накануне отъезда. Публикация этого отчёта несёт непоправимый вред, — пишет Кэйтлин МакФарленд на страницах консервативного издания FOX News. — Этот доклад только вдохновит террористов на новые атаки — из мести. Демократы, похоже, считают, что, выставив напоказ нашу разведку, они искупят все грехи прежней администрации. О да, ведь это ещё одно свидетельство, что во всём виноват Буш!».
«В докладе утверждается, что мы пытали террористов, но это те же самые террористы, которые взорвали Всемирный торговый центр, бомбили Пентагон и пытались сравнять Капитолий с землёй, — продолжает МакФарленд. — Агенты ЦРУ делали всё, что считали нужным для защиты нашей страны, и теперь, десять лет спустя, мы судим их за это».
«Правда порой бывает горькой пилюлей. Иногда она создаёт нам трудности — как внутри страны, так и за рубежом. Иногда наши враги пытаются воспользоваться этим, чтобы навредить нам, — заявил сенатор от Аризоны Джон Маккейн. — И тем не менее, американский народ имеет право на эту пилюлю».
«В некоторых случаях агенты действительно применяли недопустимые методы. Они отвратительны сами по себе, мы не оправдываем эти действия, офицеры понесут ответственность за свои ошибки, — говорит, в свою очередь, директор ЦРУ Джон Бреннан. — Предыдущая администрация столкнулась со сложным выбором, у них не было простых решений. Наше агентство сделало очень много, чтобы сохранить эту страну сильной и обеспечить ей безопасность».
«Управление уже осуществило ряд реформ, цель которых — исключить возможность повторения этих ошибок, — продолжает глава ведомства. — Нельзя быть уверенным в сведениях, полученных под пытками. Это непроверямые факты. Я верю, что есть эффективные ненасильственные методы получения информации, которые не окажут негативного эффекта в вопросах национальной безопасности и международного положения».
Чувство вины
В последнее время в адрес американской разведки поступает всё больше претензий. В общей сложности в разветвлённой системе шпионажа и контрразведки в США задействованы 17 ведомств, на их деятельность выделяются миллиарды долларов. Всё чаще звучат мнения о том, что ЦРУ и другие организации неэффективно распределяют ресурсы.
Разведку, а вместе с ними и военных, обвиняют также в том, что именно они вооружили боевиков Исламского государства, когда те воевали в Сирии. За сирийские границы эти люди отправились в том числе с американским оружием, в том числе на американские деньги. И сейчас ни ЦРУ, ни военные не знают, что делать.
Шпионаж, тайное и открытое вмешательство в дела других стран обходится Штатам всё дороже, и на фоне экономических потрясений и безработицы избиратели вдруг захотели знать, куда уходят их налоги.
Пока неясно, к чему приведёт доклад Файнштейн, многое о будущем устройстве США будет известно лишь после выборов в ноябре 2016 года. Сейчас же рядовые сотрудники разведки попросту не знают, что делать. «Агенты в растерянности. А что если придёт новая власть и выяснится, что ещё какие-то их действия в прошлом были незаконны?» — задаётся вопросом неназванный сотрудник ЦРУ.