Государственная Дума отклонила очередной законопроект, предполагающий введение в России прогрессивной шкалы налогообложения для физических лиц. Пропорциональный подход к налогообложению доходов граждан не устроил парламентское большинство.
Согласно тексту предложенной инициативы, базовой должна была остаться ставка 13%. При доходах свыше 5 млн рублей в год налоговая ставка должна была составить уже 18%, свыше 50 млн рублей — 23% и при доходах свыше 500 млн рублей — 28%. Таким образом, для граждан, чей ежемесячный доход не превышает 416 тыс. рублей, не изменилось бы ровным счётом ничего.
Авторами законопроекта стали заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Олег Нилов и его однопартиец Василий Швецов.
По данным статистики, которые приведены в пояснительной записке к законопроекту, число граждан с ежегодным доходом свыше 5 млн рублей в России не превышает 0,2%, при этом их совокупный доход составляет почти 30% всех доходов российских граждан. Именно поэтому депутаты уже не впервые поднимают вопрос о введении прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц. По их мнению, это позволит сравнять доходы и сократить разрыв между самыми высокооплачиваемыми и самыми низкооплачиваемыми категориями работающих россиян. Кроме того, по мнению парламентариев, это обеспечит элементарную социальную справедливость.
Однако не все согласны с такой постановкой вопроса. Отрицательные заключения на законопроект были получены как от профильного комитета Госдумы, так и от правительства РФ и от Счётной палаты.
Так, главным аргументом у членов думского комитета по бюджету и налогам стало то, что прогрессивная шкала налогообложения доходов физлиц в России уже применялась на практике, однако не оправдала себя. Так, на протяжении 9 лет, с 1992 по 2000 год, НДФЛ составлял от 12% до 35%, в зависимости от суммарного годового дохода. При этом за 9 лет правоприменительной практики шкала пересматривалась 9 раз. В итоге, несмотря на многочисленные модификации, прогрессивный подход был признан неэффективным. Одной из причин этому стало то, что граждане начали минимизировать свои заявленные доходы, чтобы уйти от уплаты налогов по повышенным ставкам. Именно это в своё время обусловило переход к единому налогу на доходы физлиц. Вступившая в силу с 1 января 2001 года фиксированная ставка в размере 13% («плоский» налог) не менялась в течение уже 14 лет.
Согласно заключению Счётной палаты, единая ставка налогообложения является фактором инвестиционной привлекательности РФ и значительно упрощает исчисление и уплату налога, а также его администрирование налоговыми органами. Возврат же к прогрессивной шкале налогообложения может потребовать увеличения штатной численности налоговых органов и, соответственно, дополнительных затрат из федерального бюджета.
Одним из аргументов правительства является то, что за последние годы поступления в региональные бюджеты благодаря стабильности налоговой ставки увеличились и по итогам 2013 года составили почти 2,5 трлн рублей.
Следует напомнить, что это не первая инициатива о введении прогрессивной шкалы налогообложения физлиц, предложенная депутатами. Так, два года назад, в январе 2013 года, Госдума отклонила сразу три законопроекта с аналогичными инициативами. Согласно одному из них, налоговую ставку при доходах свыше 30 млн рублей предлагалось зафиксировать на уровне 50%. Коммунисты пошли дальше, предложив, наоборот, снизить налоговую нагрузку для граждан, чей суммарный годовой доход не превышает 120 тыс. рублей, то есть не более 10 тыс. рублей в месяц. Законопроект был внесён ещё в 2011 году, и на тот момент такой уровень дохода имела значительная часть работников бюджетной сферы, в частности — младший медицинский персонал. Законопроект коммуниста Алексея Багарякова, внесённый на рассмотрение Нижней палаты в 2010 году, предлагал для граждан с доходами ниже 60 тыс. рублей в год установить ставку НДФЛ на уровне 5%.
Тогда одним из аргументов в пользу сохранения «плоской» шкалы налогообложения стала фиксированная налоговая ставка в странах-членах Таможенного Союза. «Мы совершенно не собираемся стимулировать процесс перерегистрации наших резидентов на территорию наших дружественных коллег, стран-членов этого экономического пространства и Таможенного союза», — заявил в 2013 году член комитета по бюджету и налогам Николай Гончар. Сторонники же прогрессивного подхода к налогообложению доходов граждан всегда напоминали, что во всех цивилизованных странах уже давно действует именно такой подход, и взывали к милосердию и состраданию своих коллег-депутатов.