Сергей Собянин. Биография
Мэр города Москвы с 21 октября 2010 г.
Родился 21 июня 1958 г. в с. Няксимволь Березовского р-на Тюменской области.
Происходит из русской семьи. Предки проживали на территории нынешних республик Коми, Челябинской и Тюменской областей.
Окончил среднюю школу в райцентре Березово Тюменской области. В дальнейшем получил два высших образования. Окончил Костромской технологический институт (1980) по специальности «Технологии машиностроения» и Всесоюзный юридический заочный институт (1989) по специальности «Юриспруденция».
Трудовую деятельность начал в 1980 году на Челябинском трубопрокатном заводе, где работал слесарем-ремонтником, токарем, мастером инструментального участка механического цеха.
В 1982-84 заведовал орготделом Ленинского райкома ВЛКСМ г. Челябинска. С 1985 года занимал руководящие должности в пос. Когалымский (с 1985 г. Когалым) Ханты-Мансийского автономного округа:
- заместитель председателя исполкома Когалымского сельского совета (1984-1985)
- начальник управления ЖКХ (1985-1986)
- секретарь исполкома гор. совета (1986-1988)
- начальник налоговой инспекции (1990-1991)
- глава администрации города Когалым(1991-1993)
В 1988-1990 гг. работал в орготделе Ханты-Мансийского окружкома КПСС.
На рубеже 1990-х в условиях радикальных преобразований сыграл ключевую роль в антикризисном управлении и решении проблем жизнеобеспечения населения Когалыма, ставшего одним из крупнейших центров нефтедобычи и одним из наиболее благоустроенных городов Западной Сибири.
В 1993-1994 гг. первый зам. главы ХМАО.
В 1994 году избран депутатом и председателем Думы Ханты-Мансийского автономного округа и оставался в этой должности до 2000 года. С 1996 по 2000 гг. был членом Совета Федерации, избирался главой Комитета по конституционному законодательству. Являлся членом Парламентской ассамблеи Совета Европы (1997-2001).
В 2000-2001 гг. около полугода работал первым заместителем полномочного представителя Президента России в Уральском федеральном округе (11.7.2000-26.1.2001).
Губернатор Тюменской области
В начале 2001 г. избран губернатором Тюменской области, победив в первом туре действующего губернатора Л.Ю.Рокецкого.
За годы губернаторства внес большой вклад в экономическое и социальное развитие Тюменской области.
В 2001-2005 гг. выросли реальные располагаемые денежные доходы населения (на 55%), валовой региональный продукт (на 50%), объём промышленного производства (на 41%), добыча нефти в регионе (с 231 до 320 млн. т в год). Уровень бедности сократился с 19,5% до 11,5% от общего числа жителей региона.
Программа развития Тюменской области, реализованная Собяниным, включала комплексное благоустройство городов, повышение транспортной доступности региона (была проведена модернизация аэропорта «Рощино», городских автовокзалов и опорной сети автодорог, связывающих юг Тюменской обл. с северными автономными округами и др. регионами РФ).
В 2004 Собянин инициировал договор об основах отношений Тюменской обл. и входящих в неё автономных округов. Были приняты единые программы строительства дорог, развития общественного транспорта, социальной поддержки населения и др. Договор урегулировал основные разногласия, существовавшие между Тюменской обл., ХМАО и ЯНАО после 1991, и положил начало их долговременному сотрудничеству.
Собянин выступил также инициатором внедрения новых моделей финансирования образовательных и медицинских учреждений Тюменской обл. (в настоящее время такие модели применяются в большинстве субъектов Российской Федерации).
В реальном секторе экономики Собянин прилагал усилия по развитию минерально-сырьевой базы и переносу в Тюменскую область сборочных производств оборудования, применяемого в нефтегазовой промышленности. Способствовал организации добычи трудноизвлекаемой нефти на Уватском месторождении, строительству в Тюмени завода и учебного центра крупной нефтесервисной компании «Шлюмберже».
Работа в Администрации Президента и в Правительстве России
С 2005 г. — руководитель Администрации Президента Российской Федерации.
С 2008 г. — заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации.
Мэр Москвы
В сентябре 2010 г. Президент России Д.А. Медведев уволил Ю.М. Лужкова с поста Мэра Москвы и предложил на эту должность Собянина.
21.10.2010 г. Московская городская Дума наделила Собянина полномочиями Мэра Москвы. «За» проголосовали 32 из 35 депутатов.
В начале 2013 г. Собянин предложил принять закон о прямых выборах Мэра Москвы.
А затем — в июне 2013 года — объявил о досрочном сложении полномочий и выставил свою кандидатуру на выборах Мэра Москвы, назначенных на сентябрь. Всего в выборах участвовали 6 кандидатов. Собянин одержал победу на выборах в первом туре, набрав 51,4% голосов избирателей. В соответствии с законом срок полномочий Мэра Москвы составляет 5 лет.
В первый день своей работы 21 октября 2010 г., выступая перед депутатами Мосгордумы, Собянин сформулировал1 следующие приоритеты в своей работе мэром:
- увеличение инвестиций, особенно в строительство дорог, метро и другой инфраструктуры
- сохранение имеющихся социальных гарантий, увеличение помощи детям-сиротам
- прекращение уплотнительной застройки
- капитальный ремонт жилья, благоустройство дворовых территорий
- повышение качества обучения в отстающих школах
- участие в федеральной программе модернизации здравоохранения
- преодоление кризиса транспортной системы
В дальнейшем эти приоритеты вошли в программу Собянина «7 приоритетов. Москва — город, удобный для жизни», с которой он участвовал в выборах 2013 г.
По мнению Собянина, кризис транспортной системы является главной проблемой современной Москвы.
Чтобы решить эту проблему, необходимо активно заимствовать опыт европейских городов, столкнувшихся с транспортным коллапсом на несколько десятилетий раньше Москвы.
Речь идет о:
- приоритетном развитии общественного транспорта: метро, железных дорог, наземного транспорта, такси
- наведении порядка на дорогах и дорожном строительстве
- улучшении пешеходной доступности городских объектов
- создании стимулов для ответственного выбора вариантов передвижения по городу
В рамках реализации этой программы в 2010 году Собянин утвердил программу строительства 76 новых станций Московского метрополитена, рассчитанную на 10 лет. К концу 2015 года было открыто строительство 15 станций метро, в том числе «Жулебино», «Новокосино», «Котельники» за МКАД. Также была продлена Бутовская линия легкого метро, с которой теперь возможна пересадка на Калужско-Рижскую линию. Была открыта станция «Спартак», которая стояла замороженной с 1975 года. Еще 30-35 станций планируется построить в 2016-2018 г.
В том числе, было начато строительство Солнцевской и Кожуховской линий, северного участка Люблинской линии до станции «Селигерская» и второй большой кольцевой линии метро (третий пересадочный контур), которое должно разгрузить «старую» Кольцевую ветку и пересадочные узлы в центре города. По подсчетам мэрии Москвы, расширение метрополитена позволит улучшить условия передвижения по городу для 2,5 млн. жителей города.
В 2015 году ОАО «РЖД» завершило строительство IV главного пути на участке Ленинградский вокзал — Крюково Октябрьской железной дороги. Это позволило запустить экспрессы «Ласточка», которые проходят путь от Москвы до Зеленограда за 25 минут, что в 2 раза быстрее традиционных электричек.
К концу 2016 году городские власти обещают завершить строительство дополнительных путей на Малом кольце МЖД. По замыслу авторов проекта, открытие пассажирского движения на МКЖД позволит создать наземное кольцо метро, которое частично разгрузит «подземку». Кроме того, появление пассажирских станций создаст предпосылки для реновации многочисленных промзон, расположенных вокруг МКЖД.
В 2011–2015 годах в Москве было построено 400 км новых дорог. В том числе была проведена реконструкция Варшавского, Каширского, Можайского, Ленинградского, Ярославского шоссе, Балаклавского проспекта и нескольких развязок на МКАД. При этом Собянин отказался от проекта строительства Четвёртого транспортного кольца, начатого Юрием Лужковым. Вместо этого Правительство Москвы начало строительство двух хордовых трасс, которые свяжут между собой вылетные магистрали в средней части города и будут иметь прямой выход на МКАД. Северо-Восточная хорда пройдет от дублера Ленинградского шоссе до развязки Вешняки-Люберцы. Северо-Западная хорда — от Дмитровского до Сколковского шоссе. По замыслу чиновников, эти магистрали должны уменьшить транспортную нагрузку на МКАД, ТТК, вылетные магистрали, а также на центр Москвы.
На реконструированных дорогах было создано свыше 200 км выделенных полос для общественного транспорта.
Также Собянин стал инициатором упрощения правил работы легального такси и начал борьбу с нелегальным извозом. Было принято решение, что с 2018 года легальные такси в Москве могут быть только желтого цвета с «желтыми» номерами. Желтым такси городские власти разрешили брать пассажиров на специальных линиях у железнодорожных вокзалов и ездить по выделенным полосам для общественного транспорта. К середине 2015 года число легальных такси в Москве выросло до 55 тысяч, а средний срок подачи машины для пользователей мобильных агрегаторов сократился с 30 до 8 минут.
Осенью 2015 года Собянин и итальянский инвестор В.Трани представили новый вид общественного транспорта — каршеринг — систему поминутной аренды автомобиля. За первый месяц работы в системе зарегистрировались 20 тыс. потенциальных пользователей2.
Платную парковку в центре Москвы Собянин называет «непопулярным проектом», однако считает, что без нее наведение порядка на дорогах невозможно. По словам мэра, «многие водители понимают полезность платной парковки, поскольку она дала возможность ехать, а не стоять в непредсказуемых заторах. Понимать — понимают, но психологически воспринять то, что ты должен платить за то, за что никогда до этого не платил, достаточно сложно».3
Также Собянин неоднократно подчеркивал, что все деньги за платную парковку, до последней копейки, зачисляются в городской бюджет и расходуются на цели благоустройства.4
По мнению аналитиков компании «Яндекс», к 2015 году дорожная ситуация в Москве улучшилась. Согласно одному из исследований компании, в течение дня машины между Садовым кольцом и ТТК движутся на 7-10 % быстрее.
Со своей стороны, мэрия говорит о росте средней скорости движения в Москве на 12%, особенно подчеркивая улучшения для условий движения в центре и на вылетных магистралях, а также повышение ритмичности движения общественного транспорта.
По оценке производителя навигаторов TomTom, в 2014 году Москва переместилась по длине пробок с первого на четвёртое место в мире.
Прекращение точечной застройки. Расширение Москвы
По мнению Собянина, политика уплотнительной застройки в Москве себя исчерпала. Вместо концентрации инвестиций и рабочих мест в историческом центре — необходимо создание новых центров деловой активности за пределами Третьего транспортного кольца. Вместо строительства спальных районов — требуется строить жилые кварталы рядом с офисными центрами и другими местами приложения труда.
В 2011 году Государственная Дума приняла закон, разрешающий региональным органам власти расторгать в одностороннем порядке инвестиционные контракты на строительство объектов недвижимости. Власти Москвы не скрывали, что выступали лоббистами принятия данного закона. В следующие 4 года мэрия расторгла 500 инвестконтрактов на возведение 21 млн. кв. м недвижимости, которую власти отнесли к уплотнительной и нерациональной застройке.
Собянин получил согласие президента РФ Дмитрия Медведева на присоединение к Москве части территории Московской области общей площадью 1445,7 кв. км. Официально расширение Москвы произошло 1 июля 2012 г. Однако предложение Медведева перевести в Новую Москву федеральные органы власти осталось нереализованным. В то же время мэрия использовала новые территории для реализации девелоперских проектов строительства офисов и жилья, которые стали альтернативой застройке территорий внутри МКАД.
Уже в 2014 году на долю новых территорий пришлось более 2,5 млн. кв. ввода новой недвижимости, что составляет 30% от общего объема строительства в Москве.
Благоустройство
Собянин уделяет пристальное внимание комплексному благоустройству зелёных территорий Москвы, включая Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького, ВДНХ, другие парки культуры и отдыха. Всего в городе было благоустроено или создано заново порядка 400 различных парков, скверов бульваров, природных территорий.
По предложению Собянина, в 2012-15 годах были организованы новые пешеходные зоны на улицах Никольская, Большая Дмитровка, в Столешниковом переулке и ряде других. Еще на нескольких десятках улиц были расширены тротуары.
Число отдыхающих в парках Москвы выросло в 3-4 раза, а число прохожих на пешеходных улицах — в 2 раза.
Также было проведено комплексное благоустройство дворовых территорий (св. 20 тыс.), в которых поставили новые детские площадки и спортивные тренажеры.
В зимнее время открыто 190 катков с искусственным льдом, в том числе каток на ВДНХ, который по некоторым данным является самым большим в мире.
Собянин заявил о необходимости раз в 3 года полностью перекладывать асфальт на дорогах Москвы. Первый трехлетний цикл ремонт асфальта был проведен в 2011-2013 годах.
В июле 2015 года Собянин посетил новый асфальтобетонный завод в Бирюлево, где заявил о том, что качество ремонта дорог в Москве сегодня лучше, чем несколько лет назад. «За счёт чего это удалось? Во-первых, подрядчики уже чётко себе представляют, что весь брак придётся переделывать за свой счёт и нет никакого смысла делать двойную работу», — заявил мэр Собянин.
Собянин резко сократил объемы наружной рекламы в городе. «Москвичи, по сути, стали заложниками рекламного бизнеса. Развешивай что хочешь и где хочешь. В результате центральные улицы города были завешаны тряпьем рекламы так, что даже неба не было видною ... Мы запретили перетяжки, уродившие городское пространство, запретили рекламу на строительных заборах и сетках», — так объяснил Собянин свою политику в отношении рекламы в октябре 2011 г.
Еще одной инициативой Собянина стало проведение массовых ярмарок и фестивалей «Путешествие в Рождество», «Пасхальный дар», «Московская весна», «Московское варенье», «Московская осень», Фестиваль света и других. Отвечая на претензии в неуместности бюджетных трат на массовые развлечения, мэр Москвы подчеркнул, «что касается праздников, то в Москве они были и будут. Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, я считаю, что нам себя хоронить рано, мы должны создавать оптимистическое настроение в городе... Всё это окупается прямым поступлением в бюджет и кратно большими доходами малого, среднего бизнеса, который в этих фестивалях и праздниках активно принимает участие.»5
Количество российских и иностранных туристов в Москве увеличилось с 12,9 млн. (2010 г.) до 16,5 млн. (2014 г.) человек.
Образование и здравоохранение
Заняв пост мэра, Собянин провел реорганизацию образовательных и медицинских учреждений Москвы.
4000 отдельных школ и детских садов были объединены в 632 большие школы с дошкольными отделениями.
Порядка 400 поликлиник были слиты в 46 взрослых и 40 детских амбулаторно-поликлинических объединений. Наркологические и другие диспансеры были присоединены к соответствующим научным центрам. Небольшие больницы включены в состав многопрофильных стационаров.
Объясняя необходимость этих изменений, Собянин подчеркивал, что крупные учреждения могут оказывать более качественные и разнообразные услуги. Крупным учреждениям требуется меньше директоров, бухгалтеров, секретарей и другого вспомогательного персонала, соответственно, они могут сократить управленческий персонал и повысить заработную плату медикам и педагогам.
Кроме того, подушевое финансирование стимулирует учреждения бороться за каждого ученика или пациента.
В 2015 году средняя ожидаемая продолжительность жизни в Москве достигла 76,9 лет.
В рейтинг 500 лучших школ России, публикуемый Министерством образования и науки, в 2013 году было включено 83 московские школы, в 2015 году — 139 школ.
Электронное правительство
В 2011 году в Москве был открыт интернет-портал, позволяющий получить наиболее массовые и востребованные гос. услуги в электронном виде, создана сеть районных центров «Мои документы», предоставляющих услуги различных органов власти и работающих по принципу «одного окна». Среднее время ожидания в очереди для получения услуг в центрах «Мои документы» в середине 2015 года составляло 3 минуты.
Для сбора жалоб на проблемы в различных сферах городского хозяйства был открыт портал «Наш город» (2011 год).
Позиция в сфере миграции
Собянин известен своей жесткой позицией в сфере миграции. По его мнению, мигранты в Москве — это, прежде всего, временные работники:
«Между мигрантами европейскими и теми, которые приезжают к нам, есть одна большая разница. В Европу они приезжают за пособиями, а к нам — на работу... Мы ввели систему патентов. Для того чтобы проживать в Москве больше трёх месяцев, нужно иметь на руках соответствующий документ и платить четыре тысячи рублей в месяц в качестве аванса подоходного налога. Плюс мигрант должен купить и медицинскую страховку. И никаких обязательств государство перед ним по социальному обеспечению не несёт. Поэтому мигранты в Москве приносят больше дохода, чем проблем».6
Сергей Собянин — Почетный гражданин Тюменской обл. (2005), награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (2008) и др. Две дочери: Анна (1986 г.р.) и Ольга (1997 г.р.).
1Стенограмма заседания Московской городской Думы 21 октября 2010 г.
2https://tass.ru/reportazhi/2339596
3Выступление на V Московском урбанистическом форуме, октябрь 2015 г.
4Выступление в МГД, 21 октября 2015 г.
5Выступление в МГД, 21 октября 2015 г.
6Интервью газете «Аргументы и факты» 7 октября 2015 г.