Сообщение о том, что бизнесмен Михаил Прохоров уходит из политики и подыскивает кандидатуру нового лидера партии, появилось 26 августа в «Известиях». Со ссылкой на источники в окружении Прохорова издание пишет о том, что бизнесмен уже ведёт «активные консультации» со своими соратниками о новом «лице» «Гражданской платформы». В самой партии эту информацию не подтвердили.
Деморализовать партию
«Такие сообщения случайно за неделю до выборов появиться не могут, — уверен руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев. — Чем ближе выборы, тем больше провокаций». По его словам, такие «сливы» являются попыткой «деморализовать партию, её кандидатов и избирателей».
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин согласен с тем, что в последний год «Гражданская платформа» вела активную работу. «Партия формировалась, создавались региональные отделения, Прохоров поддержал Урлашова (отстранённый от должности в связи с уголовным преследованием мэр Ярославля Евгений Урлашов возглавил список «Гражданской платформы» на выборах в ярославскую областную Думу — прим. ред.), согласился на то, что его советник будет в Москве уполномоченным по правам предпринимателей», — перечислил эксперт факты, которые, по его мнению, характеризуют Прохорова как относительно самостоятельного политика.
«Продукт» не из Кремля
«Конечно, Прохоров не радикал, он умереннее, чем другие оппозиционеры, но он не является продуктом Кремля в политике. Всё сложнее», — уверен Макаркин. «Иногда политиков разделяют на две части: прокремлёвские и антикремлёвские, — говорит политолог. — Либо ты в радикальной оппозиции, либо являешься ставленником Кремля. Но в эту категорию попадают не все политики». Среди тех, кто не попадает, эксперт назвал Прохорова, а также Олега Митволя и Глеба Фетисова из партии «Альянс зелёных».
Точно так же множеством слухов было окружено возможное выдвижение Прохорова в мэры Москвы. И тогда не обошлось без спекуляций на тему «тайных соглашений» политика с администрацией президента. Регулярное появление противоречивых слухов в окружении Прохорова Макаркин объясняет тем, что, придя в политику, бизнесмен несколько раз менял свои команды. На разных этапах в его команду входили и те люди, которых ему рекомендовал Кремль, и те, кто последовал за ним из бизнеса.
Договор с «рейдерами»
Эксперты не исключают, что договорённости с властью у Прохорова были. «Но договориться с властью и работать на неё — это разные вещи», — отмечает Макаркин. Примером такой договорённости можно считать участие Прохорова в президентских выборах 2012 года. «Кремль, судя по всему, решил, что из всех возможных кандидатов, которые были бы приемлемы для среднего класса, Прохоров наиболее приемлем для власти», — говорит эксперт. Тогда ему просто не стали препятствовать с регистрацией в качестве кандидата, подчёркивает Макаркин.