Михаил Леонтьев, журналист, политолог
Придя к власти, президент поставил ряд насущных задач и сформулировал глобальные вызовы. Но правительство этих вызовов не слышит. Там есть разные специалисты, в том числе очень квалифицированные. А есть чиновники, которые, на мой взгляд, не годятся вообще ни на что.
Речь шла об исполнении поручений президента. В. Сурков тогда не то чтобы возразил Путину, а сделал уточняющую реплику: мол, с точки зрения формальных отчётов всё безукоризненно. Он намекал на то, что, поскольку он как глава аппарата отвечает за оргвопросы, «к пуговицам» вопросов быть не может. Как у Райкина в сценке про плохо сшитый костюм: «К пуговицам претензии есть? Нет! Пришиты насмерть - не оторвёшь!»
Но на деле существуют поручения программного характера - их десятки или сотни. А существуют локальные, их уже многие тысячи. Причём значительная часть - поручения даже не нынешнего, а предыдущего президента. Все они подписываются и... тихо топятся. Зачем контролировать то, что нельзя исполнить? Вы ведь не можете прыгнуть на Луну с шестом, правда? Тут то же самое...
Если Путин хочет, чтобы правительство отвечало на исторические вызовы, ради которых он вернулся в своё кресло, то тогда оно никуда не годится. Это мировоззренчески совершенно другой кабинет. Это всё равно, что привезти сюда правительство, например, северокорейское или голландское и поручить ему спасать Россию.
Система организации власти в стране позволяет кабинету министров заниматься текущим управлением. Но она сама, эта система, сопротивляется любым стратегическим маневрам. В ней есть какой-то встроенный механизм сопротивления. Если президент требует, чтобы его политика исполнялась, надо менять и правительство, и структуру управления. А если ему надо просто демонстрировать строгость к подчинённым, то тогда сойдёт и так.
Читайте также: Все министры отчитаются перед Путиным о проделанной работе в конце года >>