Это не ускорит разрешение кризиса, но придаст легитимности боевикам, уверены эксперты.
Очередной саммит Лиги арабских государств (ЛАГ) принес режиму Башара Асада неприятные, хоть и отнюдь не неожиданные новости. Открывая встречу, которая проходила в Дохе, эмир Катара Хамад бен Халифа ат-Тани пригласил представителей Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил занять место официального Дамаска. Более того, в ходе встречи было официально подтверждено право арабских государств помогать сирийской оппозиции. Вот только эта санкция не поможет разрешить сирийский кризис, напротив – лишь легализует уже сложившееся положение вещей, уверены эксперты. Даже если соседи помогут боевикам свергнуть режим Асада, победа окажется «пирровой» - гражданская война в Дамаске не прекратится, отмечают политологи.
Оппозицию легализовали, Асада лишили легитимности
Со стороны может показаться, что международная организация ЛАГ фактически дала решающий перевес повстанцам – разрешила соседям Сирии помогать оппозиционерам в борьбе с режимом Башара Асада. Если бы арабские страны действительно придерживались принципа невмешательства во внутренние дела Дамаска, то заявление на саммите в Катаре стало бы сенсацией, которая наконец определила исход сирийского кризиса. Однако эксперты предостерегают от такого подхода: те, кто хотел помогать повстанцам, делали это и без каких бы то ни было международных санкций.
«Не секрет, что в числе так называемой оппозиции большое количество иностранных боевиков. Как минимум 10% из тех, кто в рядах повстанцев воюет против Асада – либо наемники, либо добровольцы-джихаддисты. Своим решением Лига арабских государств попыталась придать хоть какую-нибудь легитимность этому процессу, а также инвестированию в сирийскую гражданскую войну и снабжению боевиков оружием. Этим решением помощники так называемой «оппозиции» попытались сделать так, чтоб весь этот процесс не выглядел как агрессия, коей и являются действия Катара, Саудовской Аравии, Турции. Каждому ганстеру все-таки хочется, чтобы кто-нибудь считал его порядочным человеком. Они прекрасно понимают, что действуют как межгосударственные бандиты», - отметил президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
Фактически ЛАГ легализовала оппозицию, а Башара Асада, напротив, сделала нелегитимным, уверен политолог, бывший посол Ирака в России Аббас Салаф Кунфуд. Более того, по словам эксперта, ЛАГ поступает в разрез с нормами собственного устава, усаживая на место Дамаска оппозицию. «В международных отношениях, к сожалению, иногда действует право сильного, а не сила права. Сейчас такие шаги идут вразрез даже с уставом этой организации, но, видите ли, кто платит – тот и заказывает музыку. Платят страны залива. В США же хотят свергнуть режим Асада арабскими руками», - отметил Кунфуд.
Дипломат, бывший посол РФ в Сирии Александр Зотов в свою очередь отметил, что Лига арабских государств в последнее время теряет свой дипломатический вес, и ее решения не носят обязательного характера для всех стран-членов.
«Решение Лиги арабских стран не открывает никакие двери и не закрывает их. Все, кто считал для себя нужным поддерживать оппозицию, будет ее поддерживать. У кого позиция сдержанная, у того она и останется сдержанной», - пояснил дипломат. Зотов подчеркнул, что решение ЛАГ было достаточно ожидаемым: катарские власти, вложив средства в организацию саммита, извлекли «медийные бонусы» из мероприятия и попытались легализовать помощь оппозиции.
Позиция ЛАГ конец гражданской войны не приблизит
Эксперты единодушно заявляют, что позиция ЛАГ не приведет к ускоренному разрешению арабского кризиса. Евгений Сатановский отмечает: даже если Башар Асад будет окончательно свергнут, гражданская война в Сирии не прекратится.
«Разумеется, заявления ЛАГ не дадут оппозиции решающего перевеса, потому что она расколота на исламистские группы: катарские и саудовские, на сирийскую свободную армию, внутри которой тоже существуют чрезвычайно серьезные конфликты. <…> Страна раскололась на общины, которые воюют друг с другом. Суннитские радикалы воюют со светскими суннитами, смертельная резня идет с шиитскими группами, христианские черкесы и курды точно не будут на стороне оппозиции. Армянская диаспора будет вырезана, если повстанцы победят Асада. Даже после того как Асад уйдет со своего поста, будет свергнут или умрет, говорить о победе не приходится, как не приходится никому говорить о победе в ливанской войне, которая длится десятилетиями», - отмечает политолог.
По мнению Аббаса Кунфуда, последние события не то чтобы ускоряют развязку сирийской гражданской войны, а лишь приближают возможное военное вмешательство других стран в конфликт с Дамаском.
«У России нет сил на помощь Сирии»
Для России усиление кризиса на Ближнем Востоке невыгодно. Однако непосредственной опасности даже от победы повстанцев для нашей страны нет, отмечают эксперты. В любом случае, даже если бы власти РФ были крайне заинтересованы в купировании конфликта, инструментов, которые позволили бы это сделать, у нас нет, считает Сатановский.
«Россия – не Советский Союз. Как именно Россия может вмешаться в этот конфликт? Забросать Сирию атомными бомбами, чтобы ее больше не было на карте? Боюсь, что даже Асад не будет от этого очень счастлив. Послать войска, которые переломят хребет партизанам, атакующим Асада? А вы уверены, что у нас этих войск хватает даже, чтобы прикрыть свой Южный Федеральный округ? У нас у самих полно проблем. Чего можем – то и можем. Поставлять Асаду оружие? Да, поставляем. А дальше, что называется, «сама-сама», - заявил политолог.
Сейчас российская помощь в решении проблемы Сирии заключается в том, что наши власти совместно с Китаем блокируют резолюцию ООН, которая позволила бы начать военную интервенцию. «Больше мы ничего не можем», - констатирует Сатановский. По гамбургскому счету, считает политолог, сирийский конфликт в краткосрочной перспективе даже отчасти на руку России: сирийская война обеспечивает занятость боевикам, часть которых до этого проявляла активность на Северном Кавказе.