«Это результат предательства, а предатели плохо кончают», - сказал тогда премьер В. Путин. На днях СМИ озвучили фамилию предателя - полковник СВР Щербаков.
Насколько реальны эти угрозы? В разные годы агентами ВЧК - ОГПУ - НКВД - КГБ за границей были убиты революционер Троцкий, один из лидеров белого движения генерал Кутепов, резидент советской разведки в Стамбуле Агабеков, ставший перебежчиком... Убийство в 1959 г. в Западной Германии лидера украинских националистов Бандеры официально считается последним «устранением» неугодного лица на иностранной территории. Но так ли это?
Укус в шею
Летом 1959 г. в Швецию сбежал капитан 3-го ранга, командир эсминца «Сокрушительный» Николай Артамонов. Вскоре он получил американское гражданство и новую фамилию - Шадрин. Работал в Разведуправлении Минобороны США. Однако в 1966 г. КГБ подобрал какие-то ключики к душе перебежчика, и он стал двойным агентом. На сей раз под псевдонимом Ларк. Но что-то в его поведении насторожило Москву - через 3 года его решили выкрасть. Разработкой операции занимался небезызвестный Олег Калугин, сам позднее перебежавший в США. Предполагалось вызвать Артамонова в Вену, там усыпить, довезти до границы с Чехословакией, а оттуда и до Москвы. Однако машина с уснувшим шпионом застряла на границе, дозу хлороформа пришлось увеличить… Вскрытие, проведённое уже в Москве, показало, что Артамонов - Шадрин - Ларк умер от сердечной недостаточности.
Или вот ещё история: в начале 60-х социалистическую Польшу покинул некто Борис Коржак. В 1973 г. в Дании он предложил свои услуги ЦРУ. Американцы, оценив его познания в русском языке, предложили Коржаку завербоваться в КГБ, что тот и сделал. Дослужился, между прочим, до майора, но был раскрыт. Пришлось спасаться бегством и осесть в США. Но у КГБ оказались длинные руки: в 1981 г. в продуктовом магазине городка Вена, штат Вирджиния, Бориса, как ему сперва показалось, в шею ужалила пчела. Через 3 часа шпион почувствовал себя плохо и был госпитализирован. Позднее в его теле нашли крошечную (меньше булавочной головки) пульку, сделанную из платино-иридиевого сплава. Она содержала внутри рицин - опасный белковый токсин. Коржака спасли потому, что догадались, от чего его лечить. В начале 80-х годов на Западе прекрасно помнили, как в 1978 г. в Лондоне был при помощи того же рицина и «укола зонтиком» убит болгарский писатель и диссидент Георгий Марков.
Таллий и полоний
Странные «умертвия» шпионов-предателей продолжались и после распада СССР. Сотрудник СВР Сергей Третьяков (на фото) перебежал на Запад в 2000-м. Казалось, в Центре про него забыли, но стоило Третьякову в соавторстве с одним американским журналистом написать мемуары, как с ним произошёл пренеприятный случай. В июне 2010 г. за обедом в собственном доме он насмерть подавился куском мяса… Кстати, именно Третьякова поначалу подозревали в том, что он «сдал» ФБР Анну Чапман со товарищи.
Через пару месяцев после Третьякова в Канаду перебежал офицер безопасности российского посольства Евгений Торопов. Он тоже долго не зажился: по неофициальным данным, принимая ванну, схватился рукой за оголённый провод... Ну чисто советский диссидент Александр Галич, зачем-то вставивший телевизионную антенну в электрическую розетку своей парижской квартиры в 1977-м и убитый ударом тока!
А вспомним дело экс-чекиста Александра Литвиненко, отравленного радиоактивным полонием в 2006 г. В «Истории шпионажа» Дж. Ричелсона описано похожее покушение на перебежчика Николая Хохлова, экс-капитана МГБ. В 1957 г. его пытались убить при помощи радиоактивного таллия. На лице и теле жертвы появились иссиня-чёрные опухоли, из-под век сочились липкие выделения, из пор кожи выступала кровь...
Жуть, короче, но вообще-то перебежчики мрут от самых разных причин - от цирроза печени (Аркадий Шевченко, бывший зам. генсека ООН), от рака (сотрудник КГБ Олег Лялин, сбежал в Англию в 1971 г.) или от старости (Юрий Носенко, ушедший в США в 1964-м). Или живут долго, как Олег Гордиевский из КГБ или Владимир Резун из ГРУ... Видимо, всех убивать дорого хлопотно, да и ни к чему. Главное, чтоб никто из перебежчиков не знал, кто может стать следующим.