Прохоров Анатолий Валентинович 13:54 26/06/2009
Да, есть замысел. Он кроется в понимании современного ребенка – то, что называется педагогическим термином «старший дошкольник», который уже сегодня требует взрослого, серьезного уважительного отношения к нему. Поэтому формула «Смешариков» простая – это взрослое кино, предназначенное для детей. Это странная формула. Некоторые коллеги даже упрекают нас в этом. Например, Саша Татарский сказал: у меня к ним одна претензия: у вас персонажи на один возраст, а истории – на другой. Я говорю: в этом же и есть изюминка! а у тебя в «Колобках»? Кино как бы детское, а это же гениальный фильм для всех абсолютно. Та же самая ситуация. Мы понизили еще этот уровень уважения к детям – то есть понизили возраст, с которого… На самом деле надо относиться с уважением, еще когда ребенок в животе у мамы. В целом мы пытаемся раскрутить эту проблему в деятельности нашего Национального детского фонда, но это другая тема.
Для нас в выборе персонажей было несколько моментов. Выбор персонажей длился около полугода. Поняли простую вещь: это должны быть животные средней полосы. Там не должно быть кошек, собак и мышей. Потому что это самые популярные животные в мультипликации, их достаточно. Вдруг мы поняли, что должен быть один особенный персонаж. То, что называется чужак, который приехал откуда-то и живет. И мы думали, как это, что… И поняли вдруг – о, пингвин! Тут же нашлось ему имя, стало понятно, что у него все другое, он даже спит в холодильнике. И стало понятно, что нужно обозначить, что он по речи какой-то несколько другой. Мы стали думать, как может выглядеть антарктический акцент. Мы не нашли этого. Была идея первоначально, что у Пина будет вселенский акцент – то грузинский, то эстонский, то немецкий, то французский… Но это задача была непомерная для актера, хотя у нас замечательные актеры. И так получилось, что идея вселенского акцента сдвинулась в сторону немецкого, потому что он оказался наиболее характерным. Английского не хотелось, сегодня он уже немного общий для России, в этом смысле неинтересный, не художественный. А в немецком, учитывая громадную историю взаимоотношения культур Германии, Голландии, акцент которых похож на немецкий, и России за три последних века… Мы подумали, что остановимся на нем.
Одна из моих профессий – культуролог, я ведущий научный сотрудник Российского института культурологи. Поговорю пару минут серьезно, научно. Когда мы говорим «зомбирование и привыкание» – это один сленг, когда говорим «я люблю» – другой сленг. Выясняется, что все привычки, то, что мы любим, – это и есть вариант зомбирования, так называемого культурного наркотика. Вообще, известно с точки зрения теории культуры, что культура является самым мощным наркотиком, однако без которого из нас получились бы маугли. И момент, как нас «зомбируют» на то, что у для нас полезно – навыки, способности, умения, качества, привычки… Например, Платон (Сократ, записанный Платоном), напоминаю, это было 2,5 тысячи лет назад, резко выступал против введения письменности. Логика его была, на мой взгляд, абсолютно правильная. Он говорил: человек помнит то, что ему надо, и забывает, что не надо. Если он хочет помнить, он приложит интеллектуальные усилия, чтобы это запомнить. Теперь, когда все записано, не нужно усилий. Записывается и ерунда, и очень важные мысли, и мы не можем различить, что важно, что неважно. И тогда нарушается баланс памяти и важности информации для человека. Сейчас, когда у нас есть всемирная помойка Интернета, где все важное и неважное, в том числе и наш разговор, который я не знаю, как оценить, свалено в одну кучу, мы можем вспомнить слова Платона об этой новой черте человечества, когда появилась письменность. В этом смысле кино тоже является культурным наркотиком. Весь вопрос – как мы оцениваем. А оценки сильно меняются и гуляют. Важную роль играет телевидение. Если показывают часто фильм, он запоминается. Если там нечему запоминаться, запоминается не так активно, если есть – очень ярко. Например, «Чебурашка» – сделано всего 4 фильма. Почему он запомнился? Запомнился, потому что он был точно и тонко сделан, и он показывался сотни раз. Вопрос: «Чебурашка» зомбировал нас или нет? В этом смысле многое, и реклама очень сильно зомбирует. Этот вопрос очень сложный, я бы сказал с грустью небольшой, что практически все на планете являются культурологически неграмотными. Все слыхали про законы природы, все вроде знают Первый и Второй законы Ньютона, хотя никто ими не пользуется, но никто ими не пользуется. Но есть законы культуры, которых колоссальное количество, они значительно более важные, чем законы природы, но никто их не знает, не изучает. В школе не уделяется никакого внимания. Взрослые люди не знают, что эти закономерности есть и очень мощно работают. Мы все в каком-то смысле являемся психическими автоматами, то есть наши реакции на 90% как минимум предопределены культурными психосоматическими автоматизмами, которые в нас заложены психической конституцией и воспитанием, то есть первыми 5 годами жизни. Это к вопросу о важности первых 5 лет жизни ребенка, о которых упоминал еще Толстой.
Никакие не хотим и не получится. Есть такой замечательный афоризм: нельзя научить, но можно научиться. То же самое для детей с 0 лет. Нельзя воспитать, но можно воспринять рядом текущую жизнь. Если в вашей семье любовь, спокойствие, уважение друг к другу, это будет воспринято детьми. Если у вас напряжение, пусть психологическое, пусть вы не материтесь ежедневно и не бьете жену сковородкой, но напряжение есть, - дети это чувствуют. И когда у вас возникает улыбка к детям, а в семье конфликт, - это фальшь, а дети чувствуют фальшь очень точно… И это классика психологии, это секрет Полишенеля. Нельзя никого воспитывать, не получится. Если ты живешь и делаешь то, что считаешь нужным, возможно, люди вокруг – один, два или пятнадцать миллионов - ощутят, поймут, что им нужно делать что-то другое. Один из духовных учителей 20 века Кришнамурти сказал потрясающую фразу: делайте то же самое, только по-другому. А как по-другому? В этом и заключается формула жизни, любви, отношения к детям. Давайте забудем про эти культурные идиотизмы, стереотипы: как мы будем воспитывать детей? что вы хотите привить нашим детям? От этого идет школьная дедактика, знаменитая система Каменского средневековая, от которой, при всем том, что она уже была очень важна в соответствующие века, сегодня уже необходимо отказываться. Идет та самая дедактика, когда считается, что дети живут так называемой отложенной жизнью. Отсюда все ощущение родителей, что это детство, а потом будет жизнь, что детство – это что-то прикладное, детство – для того чтобы воспитывать. Это не прикладное. Это то, что сейчас происходит. Это самый счастливый и самый драматический период жизни. Это просто когда нужно серьезно думать как о самой большой профессии и долге перед собой в жизни – общении с ребенком как с взрослым. Это очень трудно. Мы все время над этим думаем.