Николай Миронов, руководитель Центра экономических и политических реформ
Многие в неё не верили, говорили, что всё закончится созданием очередного информационного пузыря. На самом деле процесс пошёл вглубь. Если начинали достаточно мягко, то сейчас уже и сроки жёсткие, и судебные процессы идут один за другим.
Эти процессы показывают: львиная доля коррупционных схем приходится на регионы и крупные муниципальные образования: там есть что делить. Схемы уводят значительную часть бюджета в тень. Из-за этого не выполняются социальные обязательства, что напрямую влияет на качество жизни людей. То есть воруют не у государства - воруют у простых людей. Ведь госбюджет - это копилка, которая используется на общие нужды.
В 90-е годы в обмен на лояльность региональным элитам были даны большие привилегии и полномочия. Вот местные чиновники и решили, что бюджет - это их личные деньги. Но времена изменились. Кремль понял, что пора этих чиновников приводить в чувство.
Часто ситуация осложнялась тем, что в регионах местные правоохранительные органы оказывались связаны с коррумпированной властью. Пришлось подключаться федеральным силовикам. Пример Дагестана - это классика нового метода, когда рушат все коррупционные связи в республике, а не проходятся лишь по верхам и следующий губернатор прекрасно встраивается в сохранившуюся коррупционную систему.
Многие регионы сегодня выживают благодаря дотациям из центра. Важно, чтобы деньги эти использовались правильно, а не расходились по карманам чиновников.
Уверен, что в ближайшее время антикоррупционная работа будет только усиливаться. Сегодня федеральные законы действуют на всей территории РФ, а кто этого не понимает и продолжает запускать руку в бюджет, должен отвечать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции