В московском магазине охранник ударил электрошокером семилетнего мальчика. Служба безопасности петербургского супермаркета довела блокадницу до смерти. Ростовские охранники избили подростков, заподозрив их в краже газированного напитка. Список бесчинств сотрудников магазинов, которые вроде бы должны отвечать за безопасность и порядок, можно продолжать до бесконечности.
Комментируя применение электрошокера по отношению к ребёнку в Москве, детский омбудсмен Павел Астахов назвал Россию страной охранников.
«Чуть ли не пять миллионов человек работали в системе охраны. У каждой подворотни, у каждого шлагбаума и двери стоял охранник, у супермаркетов они стоят. И часто эти люди даже неадекватные: люди, которые привлекались к уголовной ответственности, и люди, которым вообще нельзя доверять ни шокер, ни дубинку, ни наручники, даже палку нельзя доверить», — приводит слова омбудсмена Русская служба новостей.
С Астаховым трудно не согласиться: пожалуй, каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с хамством или даже с неадекватным поведением охранников. АиФ.ru вместе с юристами рассмотрел популярные случаи «приставания» сотрудников службы безопасности магазинов к покупателям и выяснил, какие права имеют охранники и как найти на них управу.
Могут ли охранники магазина обыскивать покупателей?
Самая распространённая причина общения покупателя с охранником — это подозрение в краже. Случается, когда стоящие на выходе из супермаркета или бутика сигнализации ни с того ни с сего подают признаки жизни и к вам с «распростёртыми объятьями» мчится охранник и требует показать содержимое сумок. Имеет ли он право на обыск?
Эксперт центра «Общественная дума» Сергей Варламов отмечает, что при наличии возможных улик (например, прозвенела сигнализация или есть видеосъёмка, зафиксировавшая кражу) охранник может попросить покупателя добровольно показать свои вещи, чтобы выяснить истину. «Обычно приглашают в комнату для досмотра, при проведении досмотра присутствуют двое понятых, и весь процесс фиксируется в документах (протокол или видеосъёмка)», — отмечает эксперт.
В случае если у охранника имеются подозрения, что покупатель совершил противоправные действия, он имеет право лишь остановить покупателя, при этом назвав причину остановки, и вызвать полицию. В данном случае покупатель не обязан дожидаться прибытия полиции и вправе покинуть магазин, добавляет эксперт Комитета по правовым вопросам Ассоциации молодых предпринимателей России Павел Илясов.
«В том случае, если охранник задерживает покупателя до прибытия полиции, это может быть квалифицировано как незаконное лишение свободы (ст. 128 УК РФ)», — подчёркивает Илясов в беседе с АиФ.ru.
Запомните: обыск уполномочены производить только сотрудники полиции. Процедура обыска проводится только лицом одного пола с подозреваемым в краже и в присутствии понятых и специалистов того же пола, добавляет эксперт.
Можно ли заходить в супермаркет с товарами, купленными в другом магазине?
Бывает, что покупатели заходят в супермаркет с продуктами, купленными в другом магазине (кто-то не доверяет камерам хранения, за которые магазин не несёт ответственности, кто-то просто забывает сдать сделанные ранее покупки), и потом имеют неприятности с охранниками. Хорошо, если есть чек, подтверждающий покупку в другом месте, но как быть, если чека нет? Как доказать, что товар не украден?
«Покупатель имеет право входить в магазин с любыми вещами, даже если такие же товары продаются в данном магазине, просто он должен об этом предупредить сотрудника магазина», — отвечает адвокат Юлия Никифорова.
«Доказывать невиновность нет необходимости, обычно следует доказать вину (ст. 1.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ст. 5 Уголовного кодекса РФ). Для этого во многих магазинах есть камеры наблюдения, запись с которых возможно получить за сравнительно небольшое время. Но расследовать такие случаи должна полиция, а не охранная компания, обслуживающая магазин (здесь можно ссылаться на пункт 8 части 1 ст. 13 закона «О полиции» — прим. ред.). Поэтому при отсутствии чека придётся задержаться в магазине до приезда полицейских, выяснения ими обстоятельств и установления вины либо невиновности», — добавляет юрист компании «Деловой фарватер» Павел Ивченков.
Вправе ли охранники отбирать тележки у покупателей?
Оказывается, персонал некоторых магазинов начинает готовиться к закрытию супермаркета за полчаса, а то и за час до официального окончания рабочего дня. Охранники не пускают посетителей и, как это ни парадоксально звучит, убирают тележки и корзинки (судя по всему, чтобы не заниматься этим после закрытия торговой точки), а покупателям приходится носить продукты в руках. С такой ситуацией сотрудница АиФ.ru столкнулась в одном из магазинов в районе Ясенево.
По словам экспертов, в этом случае охрана действует в рамках закона. «Не пускать в магазин за полчаса до закрытия сотрудники магазина не имеют права. Начать убирать тележки и корзинки при большом количестве народу могут, поскольку даже кассы за 15 минут до окончания работы магазина предупреждают об этом покупателей и должны обслужить тех покупателей, которые уже выбрали товар. У сотрудников магазина есть график работы, нарушать который работодатель не имеет права. Если часы работы магазина до 21:00, а магазин продолжает торговать в 21:10, то это нарушение правил торговли», — рассказывает Никифорова.
Можно ли складывать покупки не в корзинку, а в свой пакет?
Представим, что сотрудники супермаркета убрали тележки и корзинки, или, что тоже бывает, они просто закончились, а покупки совершать надо и складывать их тоже куда-то надо. Можно подождать, когда освободится тележка, а можно воспользоваться обычным пакетом. Последний способ, правда, может вызвать раздражение охраны.
Класть товары в собственный пакет или сумку можно, говорит Павел Ивченков, но предупреждает: в таком случае необходимо быть готовым к тому, что на кассовом контроле могут попросить (не заставить, а попросить!) показать содержимое сумки либо задержаться до приезда полиции. Повторимся: сотрудники магазинов не вправе досматривать вещи без вашего согласия.
Могут ли охранники задерживать и обыскивать детей?
Особая история с детьми — далеко не каждый ребёнок (в силу возраста или воспитания) понимает, что товары в супермаркете не бесплатные и брать их без разрешения родителей нельзя. Если охрана заподозрила ребёнка в краже, может ли она начать его обыскивать? Могут ли оштрафовать родителей за ребёнка-воришку?
По словам юристов, в случае кражи, совершённой ребёнком до 14-летнего возраста, ребёнку ничего не грозит, а вот с 14 лет наступает уголовная ответственность, отмечает Никифорова.
«За детьми всё-таки следует присматривать, где бы они ни находились, — для их же блага. Да и закон этого требует от родителей и опекунов — ст. 63 Семейного кодекса устанавливает эту обязанность, за неисполнение которой может наступать административная и уголовная ответственность», — подчёркивает Ивченков.
Можно ли заходить в магазин с кофе или мороженым?
Другую нашу коллегу охранники выставили из магазина за то, что у неё был кофе (в закрытом стакане). При этом ни на дверях магазина, ни на витрине не было указателей, что с продуктами питания, напитками и т. п. вход запрещён.
«Если на дверях магазина нет запрещающих пиктограмм о том, что проход с мороженым, напитками и т. д. запрещён, то заходить в магазин с мороженым вы имеете полное право. Даже при наличии запрещающих пиктограмм на дверях магазина они носят лишь предупредительно-рекомендательный характер.
В случае, если охранник не пропускает вас в магазин или выгоняет из него, требуйте книгу жалоб и предложений и зафиксируйте в ней этот факт», — советует Никифорова.
Как найти управу на охранников-хамов?
Судя по личному опыту и по отзывам в соцсетях, общение с охранниками часто сопровождается грубостью и оскорблениями. Даже если стражам магазинного правопорядка не удаётся доказать вину покупателей, добиться извинений от них непросто.
Хамское поведение охранников не стоит оставлять без внимания, в противном случае они и дальше будут чувствовать свою безнаказанность. Прежде всего, жалобы на неправомерные действия чоповцев следует направлять в администрацию компании, оказывающей услуги охраны данному магазину. На оскорбительное поведение службы безопасности также можно писать жалобу в полицию и прокуратуру. «Чтобы не быть голословным, будет очень полезным наличие свидетелей данных разговоров и, по возможности, видеосъёмки, хотя бы любительской», — рекомендует Ивченков.