Независимый топливный союз, объединяющий мелкие заправочные компании, заявил, что в течение года автомобильное топливо может подорожать в два раза.
С 1 июня на российском топливном рынке действует мораторий на повышение цен. Правительство решило снизить акцизы на бензин и дизель. А крупные компании, добывающие и перерабатывающие нефть, пообещали заморозить стоимость нефтепродуктов. Ожидалось, что эта мера остановит рост цен в рознице. Что в итоге произошло?
В регионах — по-разному
Свежие данные Росстата, по которым можно было бы оценить изменения, произошедшие в первой половине июня, запаздывают. Но уже с 5 по 9 июня, по официальной статистике, пугающие ценники на заправках увеличились только на 0,1%. Общероссийский народный фронт с 9 по 11 июня собрал по «горячей линии» более 2 тыс. сообщений из всех 85 субъектов РФ и получил информацию о реальной ситуации более чем на 900 АЗС страны. Общая картина более спокойная, чем весной. Но в отдельных регионах проблемы остались.
Мониторинг, проведённый Московской топливной ассоциацией с 4 по 9 июня, показал, что в столице литр АИ-92 подешевел за это время в среднем на 7 копеек до 42,52 руб., а АИ-95 — на 8 копеек до 45,83 руб. Но на разных заправках ситуация разная. Это подтверждают и сообщения региональных корреспондентов «АиФ».
В Татарстане, нефтяном регионе, цены на бензин не изменились: литр 92-го продаётся в среднем за 40,50 руб., а 95-го — за 43,10 руб. Один из крупных игроков даже предложил АИ-92 дешевле на 10 копеек за литр, что вызвало горькую усмешку у татарстанских автолюбителей. Но мелким частным заправкам, чтобы совсем не остаться без клиентов, пришлось снизить цены сразу на рубль.
На автозаправочных комплексах Белгородской области цены не поднимались уже неделю. А в Ставропольском крае не меняли ценник два из четырёх заметных игроков местного рынка. Причём опять-таки наименьший рост — на 6-12 копеек за литр — к 11 июня показала крупная компания, работающая по всей России. А местная сеть АЗС повысила цены сразу на 86 копеек.
Замороженные убытки
Почему же АЗС ведут себя по-разному? Закон рынка: держать цену может только тот, у кого большой запас прочности. У небольших сетей запаса нет. Заправки, принадлежащие известным топливным брендам, входят в состав компаний, которые сами добывают и перерабатывают нефть. Они могут зарабатывать как на розничных продажах, так и на оптовых. А сети, покупающие бензин у нефтяных грандов, так маневрировать не могут.
«На независимых заправках топливо стоит сегодня на 1 рубль дороже, чем у крупных сетевиков, — признаёт президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов. — Но даже при этом многие сейчас торгуют в убыток: выручки не хватает на зарплату и другие текущие расходы. Вертикально интегрированные компании заморозили цены на таком уровне, что оптовый ценник на отдельные виды топлива превышает розничный. И, например, в Саратовской области несколько мелких заправок уже закрылись».
«92-й бензин мы покупаем оптом по 43,40 руб. за литр, продаём по 43,50 руб., с минимальной наценкой. А на заправках нашего поставщика — большой известной компании — он при этом стоит на уровне 42,30-42,50 руб.», — приводит пример владелец четырёх АЗС из Краснодарского края Роман Гац. Выручка его фирмы, обеспечивавшей в одном из сельских районов 40% продаж бензина, в мае-июне просела на 20%. Но не факт, что на её место придут крупные сети, если она вдруг закроется.
«Независимых заправок в России 15 тыс., или 60% всей сети АЗС. Работают они в малонаселённых местах, где продажи ниже и куда доставка топлива дороже. Поэтому материнские нефтяные компании свои точки там не открывают — невыгодно», — поясняет П. Баженов.
Кто уже платил втридорога?
Нетрудно догадаться: если мелкие заправки начнут массово закрываться, о заморозке цен на селе и в разных медвежьих углах придётся забыть. Именно на эту опасность и обратил внимание НТС, когда заявлял, что стоимость бензина может дойти до 100 руб. за литр. «Это не прогноз, основанный на точных расчётах, — признаёт П. Баженов. — Но это тенденция, которая будет укрепляться, если оперативно не устранить перекосы на топливном рынке».
Вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий в правительстве ТЭК, такой сценарий назвал невозможным. «Это исключено, у правительства достаточно инструментов для того, чтобы урегулировать эту ситуацию и не допустить резкого роста цен на моторное топливо», — заявил он на прошлой неделе. Но место, где бензин ещё в начале июня стоил 100 руб., в России уже есть. Два месяца боролись с острым дефицитом топлива 8 тыс. жителей острова Кунашир. Компания, снабжающая его нефтепродуктами, в конце марта доставила по морю большую партию горючего и не смогла разгрузить теплоход. Выяснилось, что у судовладельца нет лицензии на погрузку-разгрузку нефтепродуктов. Поэтому полиция выгрузку запретила. Кунаширцам пришлось покупать бензин на чёрном рынке, пока не были оформлены все необходимые документы. «Причина этого кризиса на первый взгляд другая. Но на самом деле всё та же: неуклюжие действия властей на рынке», — считает П. Баженов.