46-летний Ван Чжэнь из китайского приграничного города Суйфыньхэ уже давно переехал в Пекин: прежде бедный, вечно голодный торговец, сейчас он уважаемый человек, владелец нескольких ресторанов. Говорит по-русски отлично, просит называть себя Васей. «Я никогда не забуду, — вспоминает Вася, — как в 1990-е гг. возил во Владивосток и Хабаровск партии трусов и лифчиков, торговал на местном рынке — всё тащил через границу на своём горбу. В холодину жуткую стоял у прилавка, но выбора не было — тогда в Китае отсутствовала работа, мы кормились только от России. Потом я открыл магазин в Суйфыньхэ, затем подкопил денег, перебрался в столицу». Сам же ничем не примечательный городок Суйфыньхэ, полный лачуг, трущоб и полунищих жителей, с недавних пор заблестел небоскрёбами, там построили отличные дороги, роскошные шопинг-центры: это первый населённый пункт в Китае, где наравне с валютой КНР разрешено хождение рубля. Четверть всех доходов китайской провинции Хэйлунцзян идёт именно от прибыли лавочников из Суйфыньхэ, куда ездят за товаром «челноки» из Приморья. Северный Китай, ещё каких-то 25 лет назад бедный и бесперспективный, разбогател конкретно на бизнесе с РФ. Обозреватель «АиФ» решил разобраться: не пора ли и России наконец-то «подняться» на торговле с Китаем?
«Хотим куриные лапки!»
Я еле объясняюсь в гостинице в Шанхае — персонал почти не говорит на английском. Меню в кафе (за исключением совсем дорогих) — только на китайском языке. А ведь в 1997 г., когда я впервые приехал в КНР, тут пылинки сдували с иностранцев: нужны туристы, позарез необходима валюта. Теперь на иностранцев всем плевать, основной туризм в Китае состоит из... самих китайцев. Страна разбогатела, и бизнесмены осознали: они живут в республике, где почти ПОЛТОРА МИЛЛИАРДА потребителей, у которых появились деньги. Китай моментально сделал то, чего никак не получается у России, — полностью переориентировался на внутренний рынок. Запад ему больше не нужен. Китайцы стали богатыми, наверное, впервые в своей истории — поэтому здесь бум всего заграничного. Западные забегаловки с безвкусной пластиковой едой переполнены — отныне это престижно. Как грибы растут «настоящие американские» пекарни с хлебом (жители страны исторически выпечку не ели, предпочитая рис), сетевые кофейни, где варят ужасный кофе. У бутиков западных кутюрье в Гонконге стоят очереди (!) — китаянки давятся за дамскими сумочками по цене от 100 до 400 тыс. (!) руб. Люди в Китае ведут себя как мы в 1990-е — хватают всё, лишь бы блестящее и заграничное. Америка оперативно сориентировалась, завалив рынок КНР своим барахлом: в 2016 г. США поставили в Поднебесную товаров на 115 млрд долл. Россия же продаёт в Китай в основном газ и нефть, а других «штучек» — всего-то на 12 млрд долл.
— Я считаю, Россия вообще «забила» на Китай — и это неправильно, — горячится бизнесмен Хун Чжоу, занимающийся поставками свинины в РФ. — Например, вы могли бы открыть тут точки по продаже блинов: просто, быстро и вкусно. Китайцы с таким блюдом не знакомы. Или ещё: российское мороженое, конфеты и другие сладости весьма популярны в КНР, поэтому сеть русских кондитерских произвела бы фурор — однако их не открывают. Только ваши птицефабрики догадались тоннами поставлять в Китай куриные лапки — в России ими собак и кошек кормят, а у нас — деликатес, в ресторане порция тушёных лапок с перцем в среднем стоит 250–350 руб. Кроме того, в Поднебесной нет традиции производства хороших молочных продуктов, хотя правительство обязывает детей пить во время школьных обедов молоко. Можно было бы возить из РФ йогурты, сливки, сметану, творог — тем более у нас общая граница. Да, в этом году начались первые поставки молочных изделий из России, но это пока капля в море. Для того чтобы китайцы влюбились в российские продукты и товары, нужно сделать больше. Сделать их модными, провести рекламную кампанию. Но кто это профинансирует? А тем временем вы теряете наш рынок, и его год за годом занимают американцы.
Залезть в кошелёк китайцев
В аэропорту Пекина объявляют рейсы в город Макао, и я поражаюсь, сколько богатых китайцев летит туда проигрывать деньги в многочисленных казино: в самом коммунистическом Китае, ясное дело, азартные игры строго запрещены. По некоторым данным, ежегодно в Макао приезжают 15 млн граждан КНР, оставляя во «дворцах рулетки» 20–25 млрд долл. И что, эти деньги нам будут лишние? Сомневаюсь. Более того, у нас имеется своя игорная зона в Приморье — но, увы, без столь шикарного гостиничного комплекса, как в Макао: часть новых отелей должны построить в этом году, другие здания — аж через пару лет. Задуматься, так полный парадокс. Перед нами стоят миллионы богачей, желающих «оторваться», съездить потратить свои доллары, а мы упускаем такую возможность. Почему?! Макао расположен далеко, от Пекина лететь три часа, Приморье же — вот оно, рядом, многие китайцы легко доберутся без самолёта, на поездах или личных авто. Оборудуй мы в Приморье игорную зону со множеством гостиниц на любой бюджет, на самой границе с Китаем, с таким же великолепным обслуживанием туристов (включая бесплатные автобусы), как в Макао, — деньги хлынули бы к нам рекой. К сожалению, даже обрушение цен на нефть и обвал рубля не заставили наших бизнесменов работать лучше. Поэтому кошельки китайцев потрошат казино в Макао.
Подушки и русская экзотика
— Я откровенно поражаюсь, почему с Америкой торговля идёт значительно успешнее — ведь она далеко за океаном, а Россия — наш многовековой сосед, — удивляется финансист Ван Лао. — РФ продаёт нам в основном только нефть, газ и лес. Я многократно бывал во Владивостоке, Москве и Санкт-Петербурге и уверен: русским есть что предложить жителям КНР. Это качественная одежда российских дизайнеров, текстиль и постельное бельё из Иванова, которое у нас считалось бы русской экзотикой. И ваша мебель, и даже обувь. Про еду я уж не говорю. В Китае настоящий бум, интерес ко всему иностранному, и я не понимаю — отчего это используют только США и ЕС, а Россия ничего не делает? Я покупал креветки к пиву во Владивостоке. Так вот, их поймали в РФ, отправили по низкой цене в КНР, а китайцы обваляли их в специях и продали в ваши же магазины, но куда дороже. Вы могли бы делать так же, по сути, продавать Китаю его же продукцию. Берите у нас ткань, шейте модные русские подушки и одеяла. Здесь будут расхватывать!
Вечером в Шанхае на пешеходной улице Нанкин самые дорогие псевдоевропейские кафе с невкусной едой под завязку забиты людьми. В руках у довольных граждан Поднебесной пакеты с покупками: американские джинсы, итальянская обувь, коробки со швейцарскими часами. Российского нет НИЧЕГО. В КНР зарплаты уже выше, чем в России, и тут имеются 1,5 млрд покупателей, восхищающихся всем заграничным. В своё время российский потребитель помог Китаю в экономическом скачке. Теперь очередь китайцев помочь разбогатеть нам. Куриные лапы, молоко, конфеты, казино — что угодно, лишь бы покупали. Завалим их прилавки! И давайте не упустим свой шанс.