Одним из главных продуктов Украины, ее визитной карточкой, является сало. Украинцы и сало неотделимы друг от друга как в повседневной жизни, так в фольклоре. Только нации, помешанной на этом продукте, могло прийти в голову реализовать в жизни известный анекдот про «сало в шоколаде». На территории Украины, по крайней мере до недавнего времени, действительно можно было приобрести этот своеобразный деликатес, предназначенный скорее для туристов, нежели для обычных потребителей.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/011/469/b05854aaea41ea59a154a37ba447a4fe.jpg)
Обвал «белого золота»
Как бы то ни было, культ украинского «белого золота» в стране существует и всячески поддерживается. В июне 2017 года в Херсонской области выложили самый большой трезубец из сала весом в 200 кг. Этот агрорекорд вошел в Национальный реестр рекордов Украины.
Тем горше звучит для украинцев новость, поступившая от Государственной фискальной службы Украины. Экспорт свиного сала из стране в 2016 году упал на 98% по сравнению с показателями 2015 года.
Если в 2015 году украинского свиного сала за рубеж было продано на общую сумму в 7,74 миллиона долларов, то в 2016 году экспорт «белого золота» принес всего 88 тысяч долларов.
Конечно, на фоне долгов Украины, измеряемых миллиардами, такие суммы воображения не потрясают. Тем не менее, для производителей сала подобные потери — настоящая катастрофа.
Россия отказалась, другим не нужно
Причина обвала проста — закупки украинского сала прекратила Россия, главный потребитель продукта за рубежом.
Когда-то, в конце перестройки, украинские националисты в Киеве выходили на свои первые акции с плакатами «Твое сало съели москали». И вот настал день перемоги — от украинского сала россияне практически отказались. Но Украина снова недовольна.
Лидеры «Евромайдана» в свое время утверждали, что на смену экономическими связям с Россией придут более выгодные связи с Европой. На деле пока все не так красиво — выделяемые Евросоюзом квоты на поставки украинской продукции выбираются Киевом менее чем за полугодие, а новых не предоставляется. При этом компенсировать колоссальные потери от падения товарооборота с Россией никакие квоты не в состоянии.
С салом ситуация еще сложнее. Уж слишком специфический это продукт, который ценится в ограниченном количестве стран. А там, где сало ценится, и своих производителей достаточно.
Потеряв российский рынок сала, украинские производители ищут ему альтернативу. Сегодня сало продается в Эстонию, Сингапур, Багамские острова, Канаду, Панаму, Германию, Камбоджу, Австралию, Армению, Азербайджан и Казахстан.
Звучит внушительно, но дело в том, что эти 11 стран закупили в 2016 году украинского сала на вышеупомянутые 88 тысяч долларов. Как говорил герой одного советского мультфильма, маловато будет.
Свинина попадет под сокращение?
С украинским салом получается так же, как с польскими яблоками. Реализовать большие объемы этих продуктов возможно было только в Россию, и найти альтернативу такому большому рынку, как российский, нереально.
Остается только одно — по примеру поляков навалиться на сало и есть его самим.
Вот только производителю нужна прибыль, а не рекламные акции. Продать украинцам дополнительные объемы сала по той же цене, что в России, не выйдет — покупательная способность граждан существенно ниже.
А это означает, что единственным выходом из положения для фермеров будет сокращение производства сала. Фактор «москаля» — вещь неумолимая.