Отношения важнее
Россия — не единственная страна, простившая долг Кубе. Ранее задолженность Гаваны почти в 6 млрд долларов реструктурировал Китай, в прошлом году на уступки пошла и Япония, согласившаяся списать 80 % долга в размере 1,4 млрд долларов, а в этом году об аналогичном намерении заявила Мексика, которая простит Кубе 70 % долга (500 млн долларов).
Каким образом Куба будет отдавать России оставшуюся часть денег, пока неизвестно. Дело в том, что даже незначительные выплаты в 320 млн долларов в год являются существенной суммой для экономики этой латиноамериканской страны, поскольку Куба должна 5–6 млрд долларов Парижскому клубу кредиторов.
Сумма в 32 млрд долларов, которую Куба задолжала России, накапливалась в связи с тем, что Советский Союз вкладывал в это государство деньги как в страну-союзника. «Я думаю, что о коммерческой выгоде и о том, как будут возвращены эти деньги, тогда думали в последнюю очередь. Куба была для нас советским форпостом, и сейчас взыскать с неё эти долги невозможно», — рассказал АиФ.ru вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
С тем, что этот долг был изначально «проблемным», согласен и директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. «В данной ситуации я на стороне правительства, потому что здесь мы так или иначе эту сумму не получили бы. А если бы мы начинали показывать жёсткую позицию, то ничего, кроме ухудшения отношений, не вышло бы», — уверен экономист.
Нефть, сахар и политика
Невозможность Кубы расплатиться по долгам — не единственная причина, по которой Россия простила стране Рауля Кастро 29 млрд долларов, Москва рассчитывает получить от Гаваны некую компенсацию, полагают эксперты.
Так, по мнению Макаркина, взамен утраченного долга РФ улучшает свои позиции в Латинской Америке, в частности в Венесуэле, которая является не только нашим, но и кубинским ключевым партнёром. «Это ещё одно подтверждение того, что мы хотим выстраивать отношения со странами, которые являются близкими партнёрами Венесуэлы. Есть целый ряд стран, которые в той или иной форме разделяют позиции Венесуэлы, и РФ хотела бы поддерживать с ними отношения, в том числе политические. С одной стороны, взять с неё (с Кубы — прим. ред.) особо нечего, кроме 10 % от долга, не возьмёшь, а с другой — мы хотим быть друзьями Венесуэлы и других стран, которые занимают наиболее критичную по отношению к США позицию», — объясняет политолог.
В свою очередь Гринберг не исключает, что в обмен на списанный долг Куба может на льготных условиях пустить российские компании на нефтяной шельф. «Там много чего есть, нам очень важны хорошие отношения с Кубой. Геополитика возвращается, нелишним будет иметь там друга», — подчёркивает он.
Международные кредиты как форма вывода капитала из страны
За последние тринадцать лет Россия реструктурировала международные долги примерно на 116 млрд долларов. Среди самых масштабных списаний можно выделить Вьетнам (2000 год, 11 млрд долларов), Иран (2003 год, 12 млрд долларов), Афганистан (2007 год, 11 млрд долларов), Монголию (долг «прощался» дважды — в 2007 году в размере 11 млрд долларов, а в 2010 — 168 млн долларов). В кризисный 2008 год РФ списала 4,6 млрд долларов Ливии, стране с внушительными нефтяными запасами. В прошлом году были реструктурированы долги ряда африканских стран на общую сумму 20 млрд долларов, а также КНДР — на 11 млрд долларов.
«Все эти кредиты были выданы в советское время, тогда же были потрачены и потеряны, просто их тянули, изображали из себя, что нам это что-то даёт. <…> Суть тут даже не в том, что мы потеряли там и что мы не можем выбить свои долги из других людей, из физлиц государство российское выбивает долги очень хорошо, а из зарубежных государств не способно. Это нехорошая характеристика государства, потому что, если ты не можешь выбить долги из других государств, то разговаривать о международном престиже смешно», — поделился мнением с АиФ.ru исполнительный директор НИИ истории, экономики и права Игорь Суздальцев.
Из всей этой истории с невозвратными кредитами правительство должно извлечь один урок — больше не давать никому никаких кредитов, а деньги вкладывать в свою экономику, считает эксперт. «Причём не давать не только в прямом виде кредитования, но и в косвенном — а именно через покупку международных иностранных активов в золотовалютные резервы. Мы уже весь мир кормим столетиями, мы сами вывозим деньги из страны, пора вспомнить о национальных интересах и заняться собой. Пример того, что мы простили Кубе многомиллиардный долг, — ещё одно напоминание, что надо прекращать разбрасывать деньги по всему миру, не имея взамен ничего», — полагает Суздальцев.
По его мнению, выдача международных кредитов — это форма хищения в особо крупном размере: «Такое ощущение, что там кто-то получает откаты от этих кредитов и не собирается их никогда возвращать. Это просто форма вывода капитала некоторыми чиновниками, доказательств каких-то, конечно, нет, и я не думаю, что через 70 лет какие-то факты выяснятся, но впечатление такое есть. Потому что все наши действия настолько бессмысленны и прямо противоречат российским национальным интересам, иначе как попыткой хищения это не объяснишь», — резюмирует эксперт.