На сайте Центробанка России открыто голосование за символ рубля – любой желающий может выбрать знак «деревянного» из пяти предложенных вариантов. В Банке России рассказали, что рассмотрены были более тысячи предложений для обозначения национальной валюты, на общественное обсуждение были вынесены те, которые предлагались чаще всего.
О том, как повлияет на российскую экономику появление символа рубля, АиФ.ru поговорил с исполнительным директором НИИ истории, экономики и права Игорем Суздальцевым.
Елена Трегубова, АиФ.ru: Игорь Николаевич, насколько мне известно, именно вы предлагали Банку России создать символ для рубля вместе с другими инициативами, касающимися укрепления национальной валюты.
Игорь Суздальцев: Как президент организации РОО «Рубль» я ежегодно отправляю письма в ЦБ. Это письмо было очередное, от 24 июня. Почему его отправили 24 июня? Потому что 24 июня Набиуллина вступила в должность председателя Банка России, и мы решили сразу же новому председателю отправить в первый рабочий день, чтобы получить ее ответ. Потому что предыдущие ответы были от Игнатьева, и мы уже знали, что ничего сделано не будет. Мы отправили Набиуллиной письмо, через месяц получили ответ, что невозможно. Меня удивило, что в письме был отказ, а через пять месяцев они решение приняли и уже как свое решение подают, и слава Богу!
Мы очень надеемся, что это принятие этого знака укрепит рубль. Мы не знаем, что за кулисами ЦБ, но надеемся, что это первый шаг, осмысленный и осознанный, к политике сильного рубля.
– Каким образом валютный символ может укрепить рубль?
– Здесь две стороны вопроса: имиджевая и техническая. Имиджевая выглядит очень просто: сейчас принято, что у сильных, резервных валют есть знак, у слабой валюты нет знака.
У доллара, евро, фунта, иены есть символ, если мы всерьез говорим о рубле, как о резервной валюте, об этом, кстати, много раз заявлял Дмитрий Медведев, будучи президентом, да и сейчас звучат предложения продвигать рубль в международных расчетах. Естественно, здесь нужен знак, а знак – это всегда претензия на резервный статус. Это значит, что государство будет продвигать свою валюту за границу, следовательно, рубль будет укрепляться. Всегда, когда государство осознает национальную валюту как резервное средство, она продвигается. Имиджевая сторона показывает намерение государства, и если государство принимает знак рубля, то оно пойдет по этому пути.
Другая часть имиджевой стороны – если у сильных валют знак, а у рубля нет, это вызывает вопросы. Представьте, приводит девушка к родителям парня, и говорит: «Он хороший парень, но у него нет ни имени, ни фамилии». Что скажут родители? Они будут в недоумении. И точно так же с рублем – если говорить о нем, как о резервной валюте, у него должен быть символ.
В данном случае намерение государства совершенно однозначно – если они принимают знак рубля, значит, они поведут рубль в резервы других государств. Рубль будет обречен укрепляться.
– А что за техническая сторона?
– Дело в том, что в торговле на финансовом рынке во всех финансовых торговых платформах забиты поля, и мы выбиваемся практически во всем. Например, под торговлю долларами и евро – достаточно поставить их значок, в любой документации, в любой отчетности. А по рублю знак поставить нельзя. Для торговли это огромный минус, в торговых полях, если забит один знак под доллар, под рубль надо забивать три.
Такая же проблема со счетами – во всем мире шестнадцатизначные счета, у нас двадцатизначные. Зачем? Если весь мир на 16 знаках, то и нам надо сократить количество в счетах. Знак рубля с технической точки зрения облегчает документооборот как в торговле на финансовых рынках, так и в розничной торговле. Появление символа нашей валюты значительно увеличит обороты торговли рублем, так же легче торговать. Эти стороны, имиджевая и техническая, они будут способствовать укреплению рубля.
– Получается, что рубль укрепится сразу же после появление собственного символа?
– Конечно, это не главный вопрос, главный вопрос – это все-таки прекращение покупки доллара, снижение ставки рефинансирования, обеспечение финансами родной экономики. Раз уже начали обсуждать, значит, знак рубля будет принят по-любому, обратной дороги нет. Пусть больше психологический шаг, но он дает надежду, что и остальные задачи будут решены, и рубль будет укрепляться.
– А какая польза от рублевого символа обычным гражданам?
– У нас по Конституции социальное государство, и поэтому главная цель – улучшение жизни граждан. Улучшит ли жизнь граждан сильный рубль? Конечно. Потому что сильная валюта – это основа любой экономики и государственности. Ведь экономики и государства создаются людьми, которые хотят этого, когда человек получает зарплату в стабильной валюте, он на нее может много чего купить, цены растут медленно, конечно, в таком случае человек заинтересован, и экономика растет.
А если идет девальвация, рубль падает, на сто рублей мы можем купить уже не один килограмм колбасы, а полкилограмма, люди не хотят работать, потому что богатые богатеют, а бедные беднеют, это обостряет социальную обстановку. Тут уже дело идет к протестам. Совершенно однозначно, что укрепление рубля повышает жизненный уровень.
– Игорь Николаевич, если сейчас посмотреть на стоимость некоторых продуктов, можно невооруженным взглядом заметить, что ряд товаров всего за несколько недель существенно вырос в цене. С чем это может быть связано?
– У нас в стране слабый рубль поддерживают олигархи, которые дорого продают свою валютную выручку. Для чего Центробанк покупает ценные бумаги, доллары, евро? За счет этих покупок, за счет бюджетных средств по сути всего государства, ЦБ поднимает доллар, чтобы олигархи продали этот долларподороже.Но то, что при этом они начинают бешено потреблять, и растет цена не только на пирожное, но и на хлеб, они не думают. Они не думают, что в результате этого у нас сложилось такое социальное неравенство по разнице доходов.
Не надо рисковать, в 1917 и в 1991 уже испытали, чем закончилось. Понятно, не надо доводить до этого опять, надо медленно планомерно разворачивать машину в обратную сторону и вместо политики слабого рубля вводить политику сильного рубля. Да, олигархи немного обеднеют, но за счет этого им спасают их глупые жизни, не надо перегибать палку. Пусть рядовые граждане станут богаче, а олигархи станут беднее, зато мир будет в стране без всяких социальных неприятностей.