В 2014 году Счётная палата России начала масштабное мероприятие по аудиту реализации инвестиционных программ электросетевых компаний. Одним из объектов проверки стала хозяйственная деятельность госкомпании ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС») за последние 3 года. В собственности госкомпании, которая относится к естественной монополии, находятся все магистральные линии электропередач страны. В ходе аудита было установлено, что полученные на инвестиционную программу в 2009 году 29 млрд рублей были израсходованы не на целевые статьи.
Стоит отметить, что постановлением правительства от 11 июля 2001 года Единая энергетическая система России признана «общенациональным достоянием и гарантией энергетической безопасности» государства. На официальном сайте «ФСК ЕЭС» указана и главная цель создания госкомпании: для «сохранения и укрепления, обеспечения единства технологического управления и реализации государственной политики в электроэнергетике».
Однако за громкими словами о «общенациональном достоянии» скрывается достаточно грустная правда. Так, по данным Счётной палаты, подкреплённым проверками Ростехнадзора, физический износ оборудования подстанций достиг в 2013 году отметки 86,5 %, а линейных объектов — 71,7 %. Учитывая необходимость проведения модернизации энергосистемы страны, из федерального бюджета ещё в 2009 году было выделено 29 млрд рублей на реализацию масштабной инвестиционной программы. Только по каким-то причинам модернизация не коснулась магистральных линий электропередач.
Результаты проверки госкомпании оказались неутешительными. За 3 года основные финансовые показатели ОАО «ФСК ЕЭС» резко пошли вниз. Если в 2011 году результат финансово-хозяйственной деятельности составлял почти 49 млрд рублей, то в 2012 году — уже более 7,3 миллиарда. В 2013 году компания и вовсе ушла в минус — на целых 8,1 млрд рублей. В Счётной палате пока не называют причин столь катастрофичной динамики. Но факт остаётся фактом: налоговая база для исчисления налога на прибыль «общенационального достояния» снизилась более чем в 7 раз. Кстати, очевидных оснований для этого не было. За 4 года тариф на услуги «ФСК ЕЭС» вырос на 53 %, а выручка — только на 39 %.
Тем временем операционные расходы, главным образом — за счёт расходов на управление, выросли почти на две трети. В госкомпании любят жить «на широкую ногу». В 2010 году была запущена программа «Небо» по оптимизации расходов на перелёты топ-менеджмента. Оптимизацию в «ФСК ЕЭС» поняли несколько оригинально, поэтому взяли в долгосрочную аренду на 7 лет элитный джет Bombardier. Стоимость контракта, которая включает обслуживание и прочие платежи, 1,3 млрд рублей. Если необходимость самолёта в компании ещё могут попытаться объяснить, то приобретение яхты, которая по документам стояла на причале в Сочи, не поддаётся никакой логике.
Вызывают ряд вопросов и финансовые схемы компании. К примеру, в 2010–2013 годах ОАО «ФСК ЕЭС» проводило активную политику по привлечению денег через облигационные займы. Из общих 184 млрд около 100 млрд рублей составили средства Внешэкономбанка, который, в частности, управляет пенсионными накоплениями россиян. С точки зрения аудиторов Счётной палаты, госкомпания вообще не должна была привлекать средства на реализацию инвестпрограммы через облигационные займы. Более того, как установила проверка, полученные средства не пошли на модернизацию: значительная часть была потрачена на покупку банковских векселей. Притом более 54 млрд рублей вложили в приобретение беспроцентных векселей, которые не приносят вообще никакого дохода.
Кстати, доход по другим векселям оказался ниже суммы, уплаченной за привлечение денег в рамках облигационных займов. Для сравнения посмотрим результаты аудиторской проверки. Так, доход ОАО «ФСК ЕЭС» по векселям составил 995,9 млн рублей, а затраты на обслуживание займов составили более 1,84 млрд рублей. Предполагаемый убыток — почти 850 млн рублей. С какими целями руководство госкомпании помогало привлекать банкам дешёвые деньги, предстоит разобраться Счётной палате и МВД России.
Что касается реализации инвестиционной программы, то в этом направлении «ФСК ЕЭС» тоже работает. Правда, и здесь у аудиторов возникает много вопросов. Так, в 2012 году для проекта «Каскадная» ОАО «ФСК ЕЭС» закупило 6 импортных трансформаторов напряжения 500 кВ. Сумма контракта, заключённого с ЗАО «Русснаб», составила 9,1 млн рублей. Однако, как выяснилось в ходе проверки, реальная стоимость оборудования немецкой компании Electrotechnika Arteche Hermanos составляла даже с учётом всех таможенных платежей 3,1 млн рублей. Вместо того чтобы сэкономить и приобрести трансформаторы напрямую у производителя, «ФСК ЕЭС» решило закупить их у ЗАО «Русснаб», которое, в свою очередь, приобрело их у ООО «Энергоинновация».
Стоит сказать пару слов о самом проекте «Каскадная». Строящаяся подстанция должна стать частью нового энергетического кольца Москвы, а сегодня это, согласно юридическим документам, обычный самострой. Государственная экспертиза выдала на проект отрицательное заключение, но это не остановило его реализацию.
Примечательно, что прошлая проверка Счётной палаты в 2009 году выявила похожие нарушения, не считая наличия самолёта, яхты и векселей. Глава компании Олег Бударгин получил официальное представление по устранению нарушений. Однако заниматься решением этих вопросов будет уже другой руководитель, так как Бударгин ушёл на повышение: теперь он руководит ОАО «Россети», «дочкой» которой и является «ФСК ЕЭС».