«Саратовские авиалинии». Справка
Компания «Саратовские авиалинии» (бывшая «Саравиа») занимается внутренними и международными пассажирскими перевозками — регулярными и чартерными. Базируется в аэропортах Саратов Центральный и Красноярск (Емельяново).
За более чем 80 лет своего существования компания поменяла несколько названий: сельхозавиабаза, Нижне-Волжское управление гражданского воздушного флота, 242-й авиаотряд, 171-й объединенный авиаотряд, Саратовский объединенный авиаотряд, ОАО «Саратовские авиалинии».
История
Свою историю компания ведет с 1931 года, когда в Саратове создали базу сельскохозяйственной авиации. Ее укомплектовали самолетами У-2 (По-2). Это были самолеты с открытой кабиной пилота, летающие со скоростью до 120 км/час.
В 1933 году в Саратове открыли почтовые перевозки, а в 1935-м — пассажирские. На первой пассажирской линии в Москву работали самолеты «Сталь-2», «Сталь-3», Р-5, в которых помещалось от 4 до 6 пассажиров.
В 1936 году саратовские самолеты начали использовать и для санитарных перевозок.
Во время Великой Отечественной войны большинство сотрудников предприятия работали в авиаполках гражданского воздушного флота, эта была часть Красной Армии. После войны и вплоть до 1954 года в авиапарке были только бипланы У-2. Затем в Саратове разместили эскадрильи самолетов Ли-2 и начали осваивать самолеты Ан-2. Крейсерская скорость двухмоторных Ли-2 составляла 230 км/час, а бензобаки позволяли совершать длительные беспосадочные перелеты. В салоне могло размещаться до 28 пассажиров. Открылись регулярные рейсы из Саратова в Москву, города Урала, Украины, на Черное море.
В 1959 году аэродрому разрешили принимать Ил-14 (до 36 пассажиров, скорость 320 км/ч), авиапарк пополнился самолетами Ил-14, Як-12 и первыми вертолетами Ми-4.
До 1960-х гг. аэродром в Саратове оставался грунтовым, что создавало серьезные проблемы в дождливую погоду. Только в 1968 году были построены две взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием и перрон.
В сентябре 1964 года из Москвы начали летать первые турбовинтовые самолеты Ан-24. Они стали основными до конца 1980-х гг.
На 1970-80-е гг. пришлось наиболее эффективное развитие предприятия. Самолеты летали в 60 городов СССР. В сутки выполнялось до 220 самолетовылетов, отправлялось до 3500 пассажиров. Были освоены Як-40, а затем и Як-42. В конце 1980-х предприятие выполняло рейсы на Як-42, Ан-2, L-410 и Ан-24.
В 1980-е годы Саратовский авиаотряд имел также значительный парк самолетов Л-410, на которых выполнялись регулярные пассажирские рейсы по местным воздушным линиям. В Саратове первыми стали осваивать эти чехословацкие машины. Рейсы были прекращены в 1992-1993 гг.
В 1994 году было создано ОАО «Саратовские авиалинии». В 1995 году за успешное экономическое функционирование и развитие в трудных условиях авиапредприятие было удостоено международной награды «Факел Бирмингема».
В 1997 году саратовский аэропорт получил статус международного.
Саратовские авиалинии сейчас летают в 37 городов.
Воздушный флот
До катастрофы Ан-148 воздушный флот состоял из 11 самолетов.
Авиакомпания использует в работе следующие типы самолетов: Ан-148, Як-42Д, Embraer E-195. Самолеты МС-21и B-737-800 поступят в распоряжение авиакомпании в 2022-2025 и 2018 гг. соответственно.
Возраст флота
Средний возраст авиапарка по состоянию на январь 2018 года составляет 16,8 года, в том числе Як-42 — 30,4 года, Ан-148 — 7,9 года., Embraer E-195 — 9,9 года.
Перевозки
В 2017 году «Саратовские авиалинии» перевезли 796 тысяч 386 пассажиров (19-е место среди российских авиакомпаний). Средний процент занятости пассажирских кресел составил 82,4%.
До 11 февраля 2018 года у авиакомпании не было ни одной катастрофы и серьезных авиапроисшествий.
Скандалы
Сейчас контрольный пакет акций компании принадлежит Аркадию Евстафьеву. Он известен по делу «о коробке из-под ксерокса». В июле 1996 года, когда Евстафьев был членом предвыборного штаба Бориса Ельцина, его задержали вместе с Сергеем Лисовским при выносе из Дома правительства коробок из-под бумаги для ксерокса с $538 тыс. наличными. Возглавлял штаб Анатолий Чубайс. Задержанные после допроса были отпущены, считается, что после давления со стороны заинтересованных в победе Ельцина на президентских выборах. Инициаторы задержания — глава президентской службы безопасности Александр Коржаков, директор ФСБ Михаил Барсуков — были отправлены в отставку.
Крушение пассажирского самолета в Подмосковье
Крушение пассажирского самолета в Подмосковье
Еще один скандал разразился в 2015 году, когда взрослых детей Игоря Третьякова, бывшего в то время гендиректором «Саратовских авиалиний», в нарушение всех правил пустили в кабину пилотов самолета, летевшего в Анталью с 114 пассажирами, сообщало «Саринформ». На полностью заполненный рейс сын и дочь Третьякова попали по его личному распоряжению. Мест в салоне не хватило, и 21-летняя дочка гендиректора летела в кабине пилотов. А для сына освободили место, занятое 5-летним ребенком. Суд оштрафовал авиакомпанию за нарушение лицензионных требований, было возбуждено уголовное дело по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей.