«АиФ» поговорил с исполнительным директором Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майей Ломидзе, чтобы понять, можно ли найти в России надёжного туроператора.
Попасть в сети
Елена Плотникова, «АиФ»: Майя, вы говорили, что у «Натали Турс» ещё в 2015 г. были проблемы с заселением и невылетом некоторых групп. Сегодня есть операторы, которые периодически не выполняют обязательства перед туристами?
Майя Ломидзе: На данный момент пока нет подобных тревожных звоночков о других участниках рынка. Тем не менее туристы должны подходить к выбору тура так же серьёзно, как к выбору автомобиля или квартиры, проверять всю информацию о турагентстве и туроператоре. Если жалоб на туристическую компанию много и все они существенные (не субъективное мнение туриста об отдыхе) - повод, чтобы задуматься о решении, покупать или не покупать у такой компании тур.
Кроме того, нужно проверить, есть ли данный туроператор в реестре Ростуризма (то есть легально работает или нет). Посмотреть, входит ли туроператор в АТОР. Это говорит о его финансовом состоянии, уровне выполнения обязательств перед туристами. К слову, «Натали Турс» был исключён из ассоциации в 2015 г.
- Туристы часто путают, у кого покупают путёвку - у туроператора или турагентства. Можете объяснить?
- Туристический рынок делится на две составляющие: туроператор (производитель услуг) и турагентство (условный магазин, который продаёт эти услуги). В первую очередь надо проверить надёжность агентства. На мой взгляд, важный индикатор - присутствует ли агентство в Сети либо работает от имени туроператора. Второе означает, что агент прошёл определённый финансовый порог, его работу мониторят.
- Тем не менее, как я могу проверить надёжность агентства самостоятельно?
- Обращайте внимание на соблюдение финансовой дисциплины. Если агент просит вас перевести деньги за тур, например, на его личный номер карты - бегите оттуда. Вы должны получить подтверждение платежа на специальном чеке. Не выдали чек - требуйте его! Вы можете попросить у турагента подтверждение платежа за тур туроператору или, например, дать вам номер заявки у туроператора, по которой сможете проверить её статус.
Не понравилось? За свой счёт!
- Агентства могут работать и с компаниями-посредниками, и с туроператором. В этом случае деньги туриста вообще могут не дойти до оператора?
- Да, действительно, такое бывает. Агентства могут пользоваться услугами посредников. Но туристу проверить это практически невозможно. В договоре посредник может быть не указан, но турист может задать вопрос. Агентство, которое не готово терять клиентов, предоставит документы о работе либо с посредником, либо с самим туроператором.
- Порой оператор не выполняет условия тура. Например, селит не в тот отель. Что тогда делать?
- Для начала понять: вам просто не понравился объект размещения или в нём невозможно жить (антисанитария, нет воды и пр.)? В первом случае претензии необоснованны - туроператор выполнил свои обязательства. Во втором - нужно обращаться с претензией к представителю туроператора. Если вопрос не решился, пишите претензию в ту компанию, где приобретали тур. Не решилось и так? Зафиксируйте, почему в отеле было невозможно находиться, и за свой счёт переезжайте в другой, сохранив чек о повторной оплате проживания. Вернувшись, обратитесь за возмещением убытков. Заявление подавайте туроператору через агентство, в котором приобретали тур.
Что делать, если...
1. ...туроператор не встретил в аэропорту или на вокзале:
- звонить по телефону принимающей компании. Телефон должен быть в ваучере, связывайтесь с турагентством (туроператором);
- если принимающая сторона и туроператор не исправили ситуацию, заказывайте такси и обязательно возьмите у водителя квитанцию, подтверждающую факт оплаты (чтобы по возвращении получить компенсацию за потраченные личные средства);
- для получения компенсации составьте акт об отсутствии трансфера. Его можно написать от руки в свободной форме на обычном листе бумаги.
2. ...турфирма не забронировала вам номер в отеле:
- свяжитесь с турфирмой или туроператором;
- напишите претензию в двух экземплярах: одну отдайте представителю туроператора, другую отправьте по электронной почте туроператору. Это докажет, что вы пытались исправить ситуацию.
3. ...вас так и не разместили:
- попросите в гостинице письменное объяснение отказа;
- оплатите номер самостоятельно, но сохраните все чеки и квитанции;
- по прилёте домой требуйте возмещения расходов и компенсацию стоимости тура.