Для чего нужна единая платформа для бизнеса и как она помогает предпринимателям искать и находить решения насущных задач? Об этом АиФ.ru побеседовал с одним из авторов инициативы: заместителем генерального директора АО «Деловая среда» Виталием Тарасовым.
Платформа для поиска ответов
Полина Девятова, АиФ.ru: Виталий, проектов для предпринимателей сейчас достаточно много, практически все они образовательные. Нужно ли бизнесу столько «удочек»?
Виталий Тарасов: Вы совершенно правы. Да и мы сами на старте проекта не понимали, что именно наша платформа будет из себя представлять. Чтобы ответить на этот вопрос, обратились к потенциальным клиентам: провели несколько десятков глубинных интервью и сессий, в результате которых получили три важнейших инсайта.
Первое: образовательных проектов для бизнеса действительно достаточно, но предпринимателю очень сложно найти то, что ему нужно в конкретный момент времени. Второе: предприниматель не всему контенту доверяет. И третье: ему нужно не столько обучение, сколько готовые решения. Учиться предприниматель не любит, да и, главное, у него на это времени нет. Сидеть за партой, слушать долгие лекции — это не его история. Тогда и появилась идея создания платформы-агрегатора, которая бы собирала образовательный контент, кто-то из наших партнёров проводил бы его экспертизу, мы бы его систематизировали и затем помогали людям с навигацией по этой платформе для поиска ответов на конкретные вопросы.
— Но создание этой платформы было ведь не вашей идеей...
— Да, в 2017 году Минэкономразвития проводило конкурс на создание образовательной платформы для предпринимателей, мы его выиграли и совместно со Сбербанком начали работать. То есть у проекта два инвестора.
— И тем не менее вы смогли изменить первоначальную идею?
— Не изменить, а уточнить, конкретизировать. Когда объявлялся конкурс, у заказчика было очень широкое понимание задачи: сделать платформу, где предприниматель мог бы обучаться, повышать свою вовлечённость в бизнес-процессы, плюс какие-то люди, которые пока бизнесом не занимаются, увлекались бы этим. Когда мы приступили, то поняли, что у предпринимателей этого запроса нет, а есть запрос на то, чтобы получить конкретные ответы на конкретные вопросы, причём очень быстро. И у нас появилась история создания платформы знаний и сервиса. Инвесторы с нами согласились.
— Итак, в 2017 году вы выиграли конкурс, а в конце 2018 года платформа заработала.
— Да, времени было очень мало: всего полгода. До середины сентября 2018 года платформа была закрыта, попасть на неё без регистрации было нельзя. А с октября мы её открыли. Теперь по «Деловой среде» можно походить, посёрфить, поизучать просто так. Если только вы захотите что-то прикупить, например, какой-то платный курс, подключить сервис, то тогда придётся зарегистрироваться.
— За год сколько было пользователей?
— За год более 200 тысяч зарегистрированных пользователей. 15% из них — до 24 лет, 40% — от 25 до 34 лет. То есть больше половины — молодые люди. Живут они в основном в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае.
— Если образовываться предприниматели не хотят, то что тогда они ищут на платформе?
— Чаще всего — конкретные решения. Если вы зайдёте в раздел «Знания», то увидите, что там есть 4 формата: «читать», «смотреть», «учиться» и «действовать». «Читать» — это статьи, «смотреть» — видео, «учиться» — курсы, а «действовать» — это как раз тот формат, который мы создали под их запрос. Он представляет собой пошаговую инструкцию о том, как создать бизнес. Как мы здесь двигались? Посмотрели в статистике поисковиков, что находится в топе запросов: «Хочу создать...» Оказалось, что люди ищут, как открыть шиномонтаж, салон красоты, сельскохозяйственную ферму, продуктовый магазин, бар. Это и есть для нас самый реальный сектор экономики. На это и ориентируемся.
B2B из первых уст
— Если проанализировать путешествия по платформе, то что больше всего людей привлекает?
— Если анализировать контент, то видео — самый популярный формат. Если говорить про навигацию, то из 12 её этапов самый востребованный — это «Вдохновение», где рассказывается о мотивах, по которым люди приходят в бизнес, о том, как ищут идеи для проектов и так далее. Если же не привязываться к формату, а брать конкретную тему, то в конце прошлого года всех очень интересовал вопрос изменения законодательства и налогообложения с 1 января 2019 года. У нас было рекордное количество просмотров материалов, которые рассказывали, что меняется и к чему нужно быть готовыми.
— Откуда вы получаете такой контент?
— От государственных органов, с которыми у нас заключены партнёрские соглашения. У нас есть редакторы, они вычитывают предоставляемые тексты. Бывает, что просим переписать. И партнёры это делают. При этом учитываем обратную связь, смотрим, что происходит на рынке, общаемся с предпринимателями и экспертами. К нам обращаются многие компании с предложением разместить их контент. Однако не всё нам подходит. Для нас важно, чтобы внутри не было скрытой рекламы, но был рассказ о ценном конкретном опыте.
— Курс «120 секунд» состоит из видеороликов с короткими «проповедями» от акул бизнеса. Как вы пришли к такому формату?
— Ну у нас не только акулы в этом проекте участвуют, но и рыбы помельче. Есть статистика по платформе, и мы видим, что чем моложе пользователь, тем меньше времени он проводит на ресурсе, тем быстрее теряет интерес. Если через 1,5-2 минуты вы не смогли его заинтересовать, то потеряли как будущего клиента. В итоге выбрали 2-минутный формат. Он в пределах концентрации внимания одного человека и в то же время позволяет упаковать суть даже часовой лекции, если убрать лишнюю воду, подводки, повторения и примеры. По содержанию тоже основывались на запросе аудитории. Классный совет, который можно применить прямо с ходу, — сегодня или завтра — это то, что интересно. К тому же бизнесмены не хотят учиться у теоретиков. Предприниматель верит такому же, как он, предпринимателю.
Marketplace для бизнеса
— Как вы относитесь к достигнутому: вы уже довели платформу до совершенства или есть ещё куда двигаться?
— До совершенства ещё далеко. Планируем продолжить курс «120 секунд». Уже сняли следующую серию: «120 секунд women», в ней будет 25 успешных деловых женщин. Уникальность её в том, что женщины делятся не только секретами ведения и управления бизнесом, но и другим своим опытом: как гармонично совместить бизнес и семью, как найти время и на детей, и на мужа. А одна из женщин, к примеру, рассказывает, как найти себе мужа с помощью воронки продаж, используя её для увеличения конверсии и поиска клиентов.
Развивая агрегацию по партнёрским сервисам, мы сделали и собственный — для онлайн-регистрации бизнеса и открытия счёта в банке. Это уникальный сервис. Можно открыть ИП или ООО с одним участником не выходя из дома. Зашли на платформу «Деловая среда», вдохновились и прямо здесь зарегистрировали компанию. Активно развиваем marketplace: с его помощью хотим давать готовые решения, которые у бизнеса востребованы. Допустим, если предприниматель не знал, что можно не содержать у себя на полной ставке бухгалтера, а просто онлайн подключить бухгалтерию, то дать ему такую возможность, как нам кажется, — это большое дело.
Но самая важная история такова. Сейчас предпринимателю сложно сделать выбор между сервисами, которых множество. Как сравнить? Хорошо, что есть, к примеру, «Яндекс.Маркет»: если тебе нужен телефон — забил его и видишь, что в этом магазине он столько-то стоит, в том — столько-то, у этого магазина такой рейтинг, у того — такой... Но телефон — просто товар. Когда же речь идёт о сервисе, тут всё сложнее, потому что у каждого предпринимателя свои потребности. Кто-то работает по упрощёнке, кто-то — по общей системе налогообложения, у кого-то 5 человек в штате, у кого-то — 100, а это абсолютно разные подходы. Мы сделали сервис «Умный подбор».
Вы отвечаете на простые вопросы, и по мере ответов количество компаний и их тарифов в той категории, которая вас интересует, уменьшается. А те, которые в итоге остаются, подходят только вам, в той конфигурации бизнеса, которая у вас есть. Этот marketplace сейчас находится в стадии бета-тестирования, и мы его планируем развивать, рассказывать про него и вовлекать всё больше предпринимателей в технологичные подходы управления бизнесом.
На правах рекламы