Министр экономического развития Алексей Улюкаев признался, что ситуация с национальной экономикой в настоящее время является худшей со времен финансового кризиса 2008 года. «Мне кажется, что такой неблагоприятной обстановки не было у нас последние пять лет с момента кризиса», – заявил глава МЭР в рамках «правительственного часа» в Госдуме.
Первый «звоночек»
Рост ВВП РФ начал замедляться в конце 2012 года, в этом году тенденция продолжилась – в первом полугодии национальная экономика выросла только на 1,4%, нулевую динамику продемонстрировала и промышленность. Кроме того, немаловажную роль сыграл инвестиционный климат, который последнее время только ухудшается: за период январь-июль 2013 года инвестиции в основной капитал сократились на 0,7%.
Впрочем, в Минэкономразвития настроены достаточно оптимистично и ожидают, что в третьем-четвертом кварталах этого года ситуация по сравнению с первой половиной года улучшится. «И мы выйдем по итогам года на уровень 1,8% роста ВВП. Это, конечно, тоже неудовлетворительно», – считает Улюкаев.
Среди причин, оказавших негативное влияние на российскую экономику, министр экономики назвал следующие: «длящаяся низкая конъюнктура мировых рынков, европейская рецессия, спад физических объемов нашего экспорта, на который наложилась отрицательная ценовая динамика». Глава МЭР отметил, что «несколько лет роста издержек, в том числе издержек на тарифы естественных монополий, издержек, связанных с зарплатой, с ростом реального эффективного курса рубля, привели к тому, что прибыль предприятий, финансовый результат их деятельности резко снизились в первом полугодии текущего года».
Несмотря на то, что замедление темпов роста ВВП РФ стало очевидно почти год назад, предпринимать меры по стимулированию экономики правительство стало только сейчас, потому что до этого приоритетной задачей властей было снижение инфляции, объясняет Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ».
В последнее время слышно достаточно много разговоров про возможный кризис и даже дефолт нашей страны, и заметно, что люди побаиваются такого развития событий, подчеркивает эксперт. «Стоит отметить, что кризисы бывают разные, они могут затрагивать как отдельные отрасли экономики, так и всю экономику страны или даже всего мира в целом. Сейчас у нас в экономике стагнация, что уже само по себе является тревожным знаком, т.к. отечественная экономика в последнее десятилетие стабильно показывала темпы роста существенно выше, чем весь мир в целом (исключение составляет 2008 год)», – рассказал Сороко корреспонденту АиФ.ru.
«Пора бить во все колокола»
По мнению ряда экспертов, сложившаяся в российской экономике ситуация носит нездоровый характер и может вылиться в новый кризис. Эту же точку зрения поддерживает и бывший министр финансов Алексей Кудрин. «Нулевые темпы роста и отрицательные инвестиции – это скорее признаки кризиса. Пока это еще не кризис. Но при неблагоприятных внешних условиях это может обернуться кризисом», – заявил экс-глава Минфина в кулуарах международного дискуссионного клуба «Валдай».
С Кудриным солидарен и финансовый омбудсмен Павел Медведев, отмечающий, что проблемы российской экономики очень серьезные. Эксперт не исключает, что если кризис все-таки произойдет, он будет еще более глубоким, чем дефолт 1998 года, «тенденция сейчас очень плохая», – подчеркивает экономист.
«Все зависит от того, что будут делать высшая власть. Мне кажется она очень задумчивая у нас, уже пора бить во все колокола, а она все еще замораживает ЖКХ, что, на мой взгляд, абсурд. <…> Несмотря на то, что нефть стоит очень дорого, окажется, что и нефть нам не поможет», – заявил Медведев в интервью АиФ.ru.
В свою очередь управляющий директор ГК «Алор» Сергей Хестанов подчеркивает, что половина поступлений в наш бюджет – это поступления от экспорта, и ни для кого не секрет, что экспорта нефтегазового, то в случае падения цен на «черное золото», если не кризис, то экономический спад повториться может точно.
«Полный абсурд»
Минэкономразвития разработало комплекс мер, чтобы «спасти» российскую экономику от стагнации и рецессии. Так, по словам Улюкаева, власти работают над сокращением незащищенных статей бюджета на ближайшую трехлетку в размере 5-10%. Кроме того, правительство и президент Владимир Путин поддержали заморозку тарифов естественных монополий в следующем году.
Впрочем, по мнению Павла Медведева, последние меры по нулевой индексации тарифов не что иное, как недееспособность властей, которая выражается в том, что «какая-то кость бросается населению». «Этот анекдот с фиксацией тарифов ЖКХ – полный абсурд. Если перевести это действие на русский язык можно будет сказать следующее: ЖКХ воруют, и мы (правительство – ред.) решили так – они, конечно, и дальше будут воровать, но мы поменьше денег дадим, а они очень совестливые воры и теперь будут экономить не на дырявых трубах, а на своем воровстве. Как бы ни так, это чушь! Как же можно такое бессилие демонстрировать публично?», – недоумевает Медведев.
Спасение в лице инвестиций
Эксперты во главе с Кудриным едины во мнении, что изменить непростую ситуацию с падением национальной экономики могут перемены. «Очень многое упирается в развитие институтов. Мы не создали для инвесторов благоприятных условий. Вопрос не только в том, чтобы тратить деньги. Больше должны тратить частные инвесторы. Для них экономика и климат должны быть понятными и прогнозируемыми. Этот процесс растянется на несколько лет, это уже очевидно», – считает экс-глава Минфина.
Эту точку зрения поддерживает и финансовый омбудсмен, считающий, что общая ситуация среди российских бизнесменов стала совсем плохой. «Люди нацелены на то, чтобы уйти за границу – те, кто посильнее, кто послабее уходят в тень. У меня ощущение, что у наших предпринимателей переполнилась чаша терпения», – полагает экономист.
«Чтобы наша экономика росла, нам нужны реальные реформы, реальные условия для улучшения бизнес-климата, реальная структурная перестройка экономики, то есть то, о чём говорят, чуть ли не два десятилетия, но реальных действий никаких не осуществляется. В ближайшее время те экономические реалии нас, к сожалению, не ждут. Скорее, наоборот, если произойдёт заметное снижение нефтяных цен, нам придётся затянуть пояса», – резюмирует Хестанов.