Эксперты, используя сведения Росстата, подготовили рейтинг самых «грязных» городов России. Критерием, по которому оценивались населенные пункты, является уровень загрязненности воздуха, что касается качества почвы и воды в местных водоемах, эти критерии для составления рейтинга использованы не были. К веществам, определяющим высокую загрязненность атмосферы, относятся бензопирен, формальдегид, взвешенные вещества и другие.
Возглавил этот список Норильск, где объем выбросов в атмосферу составляет 1959,5 тысяч тонн. «Серебро» и «бронза» достались двум столицам – Москве (995,4 тысячи тонн выбросов) и Санкт-Петербургу (488 тысяч тонн) соответственно.
В топ-10 городов с нестабильной экономической обстановкой попали населенные пункты с крупными заводами тяжелой промышленности: металлургической, химической и нефтеперерабатывающей. В частности, «грязными» городами оказались Липецк, Череповец (четвертое и пятое места), затем следует Асбест, расположенный в Свердловской области, следом идут Ангарск, Магнитогорск и Омск. Воздух в этих населенных пунктах за год лучше не стал – эти же города входили в аналогичный рейтинг за прошлый год.
Дело в пробках
В попадании двух столиц в тройку лидеров рейтинга самых грязных городов России многие эксперты не видят ничего удивительного – такая картина характерна для ряда мегаполисов, правда, на Западе власти активно борются за экологичность своих городов.
Интересно, что если в промышленных центрах России загрязненность воздуха связана с основной деятельностью регионов и в этом нет ничего удивительного, то экология Москвы и Санкт-Петербурга «хромает» из-за выхлопных газов автомобилей. Здесь стоит отметить, что в рейтинге привлекательности российских городов (подготовленным Минрегионом, Роспотребнадзором, Российским союзом инженеров, Госстроя и специалистами МГУ им. М.В. Ломоносова – ред.) Москва и Северная столица занимают первые строчки в этом списке. Однако, как говорят эксперты, если транспортный вопрос в Белокаменной не будет решен в ближайшее время, она потеряет лидерство в рейтинге привлекательности российских городов.
Москва уже не первый год страдает от огромного количества автомобилей, приводящих к многокилометровым пробкам и ухудшению экологической обстановки. Проблемы на дорогах во многом связаны не с совсем эффективной транспортной политикой столичных властей, но с тем, что с каждым годом количество автомобилистов становится все больше, мэрия поделать ничего не может – все больше молодежи из регионов перебираются в столицу, что не только обостряет трудности мегаполиса, но и ухудшает экономическую ситуацию в регионах, отмечают эксперты. В Москве слишком много жителей, а транспортная инфраструктура не успевает развиваться настолько быстро, чтобы не было пробок.
«Это подтвердит любой житель мегаполиса, который с утра едет на работу в центр с окраины. Тем временем транспортный коллапс в столице вошёл в норму: город стоит из-за любых серьёзных погодных условий, а мер, способных решить этот вопрос, практически не предпринимается. То же самое касается и общественного транспорта, который переполнен в любое время суток. Невозможность для большинства людей свободно передвигаться по городу сильно усложняет жизнь в столице», – заявила в беседе с корреспондентом АиФ.ru независимый автоэксперт Екатерина Шевалье.
Впрочем, как считает эксперт, пробки – это не единственная беда загрязненности столицы, улучшить экологию может переход на более экологичный вид транспорта, например, на газовый, однако, подобная мера имеет ряд подводных камней, в частности, связанных с вопросом безопасности. «В любом случае решение этого вопроса займет не один год», – резюмирует Шевалье.