Выходит, выдавливание мелких магазинов, предлагающих не шубы с сапогами, а обычную еду на каждый день, продолжается?
Хлеб невыгоден!
— Лет 30 назад на Тверской улице чуть ли не в каждом доме был магазин или булочная, сейчас такой роскоши не наблюдается, — говорит Минна Скегина, член Совета ветеранов Тверского района. — А ведь в ЦАО живёт много пенсионеров, которые не могут ездить в гипермаркеты на окраины. Несколько лет мы добивались, чтобы в переулках поставили хотя бы несколько тонаров (передвижных киосков. — Ред.), где можно купить хлеб, овощи, мясо, колбасу. Но это же вынужденные меры. Нужны полноценные магазины с доступными ценами.
Центр города действительно долгие годы остаётся чёрной дырой, где стандартный набор «хлеб — молоко — картошка» является редким товаром. Если в 1986 г., по данным Мосгорстата, на территории нынешнего ЦАО работало 775 продуктовых магазинов, то в
Затем почти на 10 лет в центре воцарились ларьки, которые официально числились продуктовыми, а на деле зачастую предлагали жителям ЦАО лишь алкоголь, чипсы и шоколад (см. «AиФ» № 31 за 2003 г.). Геннадий Дёгтев (бывший в то время префектом округа) признавал, что немногочисленные продуктовые магазины, выжившие в ЦАО, задирают цены из-за отсутствия конкурентов. С 2004 г. в центре стали появляться социальные магазины под патронажем префектуры, но с ними было и остаётся немало проблем: одни потихоньку начинают завышать цены, другие сокращают ассортимент дешёвых товаров. По данным Мосгорстата, в декабре 2011 г. минимальный месячный продуктовый набор стоил в ЦАО 2931 руб. А в Восточном округе тот же список еды обходится на 7% дешевле.
Что же старикам делать — переезжать в спальные районы, где полно дешёвых супермаркетов, или осваивать покупку еды через Интернет?
Уезжать не надо?
— Жестоко заставлять старого человека учиться премудростям на компьютере, которого у него нет, или предлагать ему уехать на окраины в целях экономии, — уверен Вячеслав Бобков, гендиректор Всероссийского центра уровня жизни. — Пенсионеру не нужны гипермаркеты в обмен на одиночество и дискомфорт. Каждый хочет остаться в родном доме, где у него знакомые. Всё, что необходимо пожилому человеку, — это нормальный магазин в
К счастью, прошлый год стал переломным. Во-первых, число продуктовых магазинов почти сравнялось с цифрами 1986 г. Из 762 адресов 404 имеют статус социальных. Конечно, большим ассортиментом по смешным ценам они похвастать не могут, но 35 самых необходимых товаров там вполне доступны.
— В 2011 г. каждый месяц мы открывали два социальных магазина, — рассказал «АиФ» префект ЦАО Сергей Байдаков. — В наступившем году планируем открыть уже 118.
Заработала и программа «семейных магазинчиков» на первых этажах жилых домов. В ЦАО состоялось уже 6 аукционов — победителям город предложил льготную аренду.
— Но если коммерсанты попытаются превратить продуктовый в ювелирный, правительство Москвы имеет право повысить аренду и даже расторгнуть договор, — предупреждает Наталья Сергунина, заммэра столицы по вопросам имущественно-земельных отношений. Может быть, жителям ЦАО недолго осталось сидеть «на диете»?
Кстати. Как это было
«Молоко» на Дмитровке было раритетом (его открыл в конце XIX в. купец Чичкин). Таких знаковых продуктовых магазинов в столице осталось очень мало. Например, когда реставрировали знаменитый Чайный дом на Мясницкой, москвичи долго сомневались, что «китайская шкатулка» откроется не банком или бутиком, а именно чайным магазином. Но Жанна Киртбая, правнучка Сергея Перлова, в 1896 г. заказавшего архитектору Карлу Гиппиусу отделку и интерьер здания в китайском стиле, нашла деньги на реставрацию и следила за ходом работ, что понятно — для неё было делом чести вернуть памятнику архитектуры первозданный вид.
— У магазина очень много верных покупателей, — говорит Инесса Кравелис, управляющая «Чай. Кофе». — К нам приходят дедушки и бабушки, которые прибегали сюда за пакетиком чая, ещё будучи мальчиками и девочками. Ну а туристы — наши постоянные гости.
Приезжие с восхищением фотографируют и Елисеевский магазин. Как удалось выяснить «АиФ», известное предприятие пытались перепрофилировать, но в итоге специализацию удалось сохранить, отдав его в управление столичным сетевикам.