В то же время не меньшее число участников собрала акция протеста против закрытия оппозиционной радиостанции. Чем же маленькая Венгрия смогла не угодить такой мощной структуре, как Евросоюз? И что скрывается за «экономической независимостью», которой добивается венгерское правительство? Об этом, со свойственной ему простотой и иронией, пишет известный венгерский блогер Андор Якаб, прославившийся благодаря провокационной статье «Почему я не дам вам работу».
Меня часто просят «в двух словах» рассказать, что сейчас происходит в Венгрии и почему это вообще должно волновать весь мир. Окей, постараюсь ввести вас в курс дела.
Венгрия — это вообще где?
Это страна в Восточной Европе размером примерно как штат Кентукки. Население — 10 миллионов человек, государственный язык — венгерский. Венгрия является членом Евросоюза.
Почему про Венгрию стали трубить во всех газетах?
Наш премьер-министр Виктор Орбан объявил войну Европейскому союзу.
Постой, разве Венгрия не входит в Евросоюз?
Знаю, звучит как бред. Как если бы Техас решил начать войну против Америки.
И что, Венгрия представляет серьёзную военную угрозу для ЕС?
Не дури. Венгрия не собирается атаковать Британию, Германию, Францию или любую другую из
Зачем вам война за независимость? Венгрия что, находится в оккупации?
Совсем даже нет. На самом деле Венгрия лет 15 просилась в Евросоюз, пока её наконец не приняли — хоть и неохотно — в
Всё равно не пойму: вы что, не можете просто выйти из состава ЕС?
Ещё чего! Орбан и не думает выходить из ЕС. Воевать с Европой дорого, так что ему нужно вытянуть побольше денег из европейских антикризисных фондов. Кроме того, он просит кучу денег у Международного Валютного Фонда — чтобы проспонсировать его «войну». И вот поэтому и поднялась такая шумиха. МВФ ведь говорит: нетушки. Пару баксов мы вам дадим, но точно не на то, чтобы вы с кем-то воевали, и тем более — с ЕС.
Окей, объясни, в чём суть конфликта?
Хорошо. Вот был кризис в
Орбан активно промывает венграм мозги, внушая, будто в этом в кризисе виноват некий финансовый синдикат (жидомасонский заговор). Но, если они проголосуют за него, он, конечно, защитит простых венгров от «жидомасонов», которые заправляют в ЕС и МВФ и возглавляют финансовые круги Нью-Йорка. Это не дословная цитата Орбана, но смысл всех его речей был именно таким.
Он очень хитёр. Он умудрился превратить Венгрию в националистическую страну, а затем пообещал, что, если за него будут голосовать, он не пойдёт ни на какие уступки, и венгерскому народу не придётся платить за «чужой» экономический кризис.
Таким образом Орбан обеспечил себе разгромную победу на выборах в
Сначала они «национализировали» частные пенсионные фонды. Другими словами, деньги просто изъяли из этих фондов — и потратили. И поэтому им не пришлось идти ни на какие уступки «жидомасонам» — иначе это очень разозлило бы их националистический электорат. Хотя, конечно, экономисты предупреждали их, что это глупо, и долго они на этих деньгах не протянут; надо было выработать другую финансовую стратегию, а то Венгрия разорится и объявит дефолт.
Разве это законно?!
Ну... Можно долго об этом рассуждать. Как говорит Орбан, в Венгрии законно всё, за что голосует венгерский парламент. Ребята из Евросоюза от этого с ума сходят — но сделать ничего не могут. Орбан их «уел». Он называет это «нестандартной» экономикой.
Например, он обложил выходное пособие своих бывших политических оппонентов 98%-м (!) налогом. Конституционный суд (КС) признал это решение противоречащим Конституции. В мире вообще нет налогов такого размера; а по правилам ЕС, нельзя обложить налогом доход, который был получен несколько лет назад. Люди, может, уже и истратили эти деньги. С чего им платить 98%?
Ты ведь шутишь, правда? Этого не может быть, потому что не может быть никогда.
Никаких шуток. Вот ссылка, если не верите мне на слово. На стороне Орбана — абсолютное большинство в Парламенте Венгрии; а это значит, что они могут принимать любые законы, какие захотят. Как только КС запретил Орбану вводить 98%-й налог на выходные пособия, парламент принял закон, по которому КС лишался права рассматривать любые законы, касающиеся финансов. Мол, можете сколько угодно копаться в такой ерунде, как права человека и т.д.; но деньги — это уже наше дело.
В общем Орбан просто берёт деньги оттуда, где они есть. Например, из банков. Зачем облагать налогами простых венгерских работяг, если в банковских хранилищах пролёживают миллионы? Логично, правда? Конечно, банки итак по уши в налогах и в любом случае платят правительству кучу денег; но Орбан решил, почему бы не заставить их платить гораздо больше?
Банки, конечно, сказали, что это нечестно. Когда они открывались, их не предупреждали о том, что венгерское правительство может вот так запросто брать у них деньги, когда захочет. И поэтому они пожаловались в Международный суд. Но тогда Орбан принял ещё один закон, который гласил: если какой-либо международный или иной вышестоящий суд признает правительство Венгрии виновным в незаконном отъёме денег у банков, средства на выплату штрафов, назначенных судом, будут собираться за счёт введения новых налогов. В общем, можете судиться с нами до посинения — вам же хуже.
Так получается, это война банков с Орбаном?
Не только. Орбан рассудил, что у международных корпораций тоже есть много денег, а это значит, что их тоже можно обложить дополнительными налогами. Телекоммуникационные корпорации, пищевые корпорации — не важно. Всё это на радость простым венграм, потому что они — как мы помним — ненавидят все корпорации и все банки.
Впечатляет. А почему тогда венгры поддержали оппозицию?
Ну, потому что некоторые всё же понимают, что платить за «нестандартную» экономику Орбана приходится простым людям. До Орбана евро стоил 260 венгерских форинтов, сейчас евро стоит 320 форинтов. Это значит, что многие товары подорожали почти на 25%. Орбан, конечно, говорит, что это всё происки «жидомасонов» (спекулянтов, финансовых воротил — у него богатый запас эпитетов), но со временем людям приходится платить всё больше, и поэтому радуются они всё меньше. Плюс, некоторые недовольны выходками Орбана, потому что они недемократичны и всё в таком духе.
Всё это попахивает расизмом и национализмом.
Я не растит. Я просто излагаю неприглядные факты. Да, такая правда может кому-то не понравиться, но это факт, что большая часть населения Венгрии ненавидит цыган, евреев, Евросоюз (которым «заправляют евреи») и Америку (которой «заправляют евреи»). Большинство венгров ненавидят банки, корпорации и «финансовые круги», потому им внушили, что эти «жидомасонские организации» пытаются захватить их страну, отнять землю, деньги и крышу над головой. Звучит как бред сумасшедшего, но, если вы мне не верите, почитайте венгерские форумы и блоги — там столько расистов и фанатиков, что просто тошнит.
Это разве не опасно? Намеренно разжигать в стране расизм и национализм?
Конечно, опасно. Именно поэтому и был создан Евросоюз. Националисты разожгли обе мировые войны, из-за них погибли сотни тысячи людей. Чтобы предотвратить постоянные междоусобные войны, европейские страны объединились в союз, и он благополучно просуществовал довольно долгое время. Но потом грянул финансовый кризис. По своим масштабам он сравним с кризисом
К чему ты ведёшь? Ваш премьер-министр — нацистский диктатор?
Да нет же! Он просто очаровашка! В самом деле он не какой-то заурядный диктатор. Заурядный диктатор не смог бы так ловко разобщить венгерский народ. Орбан гораздо хуже, чем диктатор. Он первоклассный провокатор — что он, конечно, будет отрицать, — но мы-то с вами узнаем «тролля» издалека, правда? А это он и есть.
По-моему, ты сгущаешь краски. Слишком уж демонический образ получился...
Я пытался обрисовать ситуацию вкратце, т.е. уложиться примерно в 1500 слов (для Интернета это максимальная длина текста, при которой пользователь сохраняет к нему интерес). Так что не удивительно, что получилось «густо»: за пять минут я изложил события более чем десятка лет и показал историю войны Венгрии и Евросоюза «изнутри», как сам её видел. Если мой рассказ не вызывает доверия, к вашим услугам — любой поисковик.
Источник: jakabandor.blog.hu. Перевод AIF.RU.