Перейти на рубли при публикации международных тарифов на авиаперевозки из России предлагает авиакомпания «Аэрофлот». По мнению экспертов, это говорит не только об устойчивости российской национальной валюты, но и о предусмотрительности авиакомпании.
Как показывают исследования, российские граждане охладели к валютам. Так, по последним данным ЦБ, в апреле объем вкладов в валюте сократился на 14,5 млрд рублей, в то время как объем рублевых вырос на 225 млрд рублей. Снизился и объем валютообменных операций: рубли на валюту российские граждане чаще всего меняют для поездок за рубеж, а не для сбережений. На расчеты в национальной валюте перешли практически все сферы торговли и услуг.
Редким исключением являются авиаперевозки: здесь международные тарифы на территории России публикуются в евро. А перевод в рубли осуществляется по специальному курсу, который меняется на еженедельной основе. Когда-то такая практика позволила защитить тарифообразования от колебаний курса рубля. Но сегодня рубль гораздо стабильнее тех же доллара и евро. И применять практику, характерную для стран третьего мира с нестабильной экономикой и валютным курсом в современной России уже не только обидно, но и невыгодно. Поэтому не вызывает удивления инициативи авиакомпания «Аэрофлот», которая при поддержке Минтранса России внесла на рассмотрение авиакомпаний - членов тарифного комитета международной ассоциации воздушного транспорта IATA предложение о переходе валюты публикации международных тарифов на авиаперевозки от пунктов Российской Федерации с евро на российские рубли. «Принятие предложения «Аэрофлота» позволит стабилизировать стоимость авиаперевозок, исключить ее зависимость от курса конвертации валют, максимально автоматизировать процедуры выписки билетов, повысить, качество обслуживания пассажиров», - сообщили в авиакомпании.
Эксперты рынка поддерживают инициативу «Аэрофлота». «Публикация тарифов в национальной валюте, безусловно, наиболее комфортна для всех клиентов, присутствующих на российском рынке авиаперевозок, - считает глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. - Причем не только для российских - для зарубежных клиентов нет никакой технологической проблемы произвести пересчет рублевых тарифов в любую валюту по курсу ЦБ». Переход на рублевую тарификацию позволит компаниям сэкономить, утверждает главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. «В рамках IATA существует система взаиморасчетов участников рынка авиаперевозок, - поясняет он. - Понятно, что при любой транзакции пересчет из евро в рубли и наоборот – это издержки. Они кажутся минимальными, но общий их объем весьма значителен». К тому же исчислять свои услуги или товары в нестабильной валюте достаточно сложно, добавляет главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. «Когда курс прыгает, прибыль компании может превратиться в убыток, - говорит он. - Именно по этой причине в 90-е годы в России появились расчеты вначале в долларах, а затем в у.е. Сейчас, когда рубль стабилен, а евро и доллар, напротив, испытывают колебания, продавать свои услуги и товары в рублях выгоднее». Цену авиабилетов для пассажиров такой переход не изменит, считает эксперт. «В то же время, это интересный звоночек: не предполагают ли аналитики «Аэрофлота» в ближайшее время резких колебаний курсов основных мировых валют? И является ли это предвидением - или точным расчетом, основанном на исследованиях прогнозах аналитических служб ведущих банков?» - задается вопросом Гусаров.
Инициатива «Аэрофлота» была одобрена большинством российских и зарубежных авиаперевозчиков – членов IATA. Однако несколько авиакомпаний, среди которых, оказалась и российская авиакомпания «Сибирь», высказали свое негативное мнение. А это, согласно регламенту IATA, блокировало принятие предложения. Назвать причины голосования «против» эксперты затруднились. «Раньше проблема была в том, что курс рубля был нестабильным и авиакомпании, несущие значительную часть расходов в валюте, хотели подстраховаться и продавать билеты в устойчивой твердой валюте. Авиакомпании и сейчас осуществляют платежи в валюте – при расчетах за международные перевозки, при покупке самолетов. Но сейчас рубль стал устойчив и позволяет перевозчику ощущать себя уверено. При этом у авиакомпании сохраняется и валютная выручка от тех клиентов, которые приобретают билеты за рубежом», - недоумевает Пантелеев.
Вопрос о переводе публикаций тарифов в рубли сохраняется в повестке дня. «Аэрофлот будет продолжать отстаивать свою позицию относительно публикации тарифов на территории РФ в национальной валюте при последующих обсуждениях этого вопроса среди своих коллег по отрасли и надеется, что решение по данному вопросу будет принято на основании мнения большинства членов IATA», - заявили в авиакомпании. Не исключено, что дальнейший рост международных авиаперевозок из России и стабильность рубля на фоне колебаний курсов доллара и евро дадут инициативе «Аэрофлота» дополнительные аргументы. Тем более, что крупнейшие иностранные авиаперевозчики уже публикуют свои тарифы в России в рублях, напоминает Пантелеев. «Например, крупнейшая среди иностранных авиакомпаний по объемам пассажирских перевозок на российском рынке авиакомпания «Люфтганза» во всех своих рекламных публикация о скидках и специальных ценах указывает рублевые, - приводит пример эксперт. – Значит, они не видят никаких рисков в том, чтобы номинировать свои тарифы в российской валюте».