Пока правительство Великобритании с ужасом констатирует, что население страны не первый год сохраняет статус самой ожиревшей нации в мире, на территории Африки и Азии более 820 миллионов человек страдают от голода. Сотни из них ежедневно умирают от истощения или связанных с недостатком питания заболеваний. Казалось бы, для России что та, что другая ситуация — нонсенс; однако в последнее время проблему продовольственной безопасности и здорового питания всерьёз обсуждают в правительственных кругах. Наконец, чиновники Минсельхоза, а заодно и производители продуктов, решили перейти от обсуждения к делу.
Конечно, ситуация в России далека от таких крайностей, как глобальное ожирение или повальный голод. «Скрытая угроза» состоит в том, что из рациона россиян постепенно вытесняются по-настоящему полезные и богатые питательными веществами продукты, а их место занимает фастфуд, снеки и полуфабрикаты, которые в лучшем случае просто не имеют никакой пищевой ценности, а в худшем — вредят здоровью, особенно детей. Например, по данным Минздравсоцразцития, россиянин в среднем потребляет около 247 кг молочной продукции ежегодно, тогда как рекомендуемый минимум составляет
— В последние 20 лет уровень потребления молока и молочной продукции в России катастрофически падает, — констатировал председатель правления Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Андрей Даниленко. По его словам, особенно опасен дефицит молока для детей, поскольку содержащиеся в нём витамины и минералы необходимы для нормального роста и развития организма.
Однако подрастающее поколение молочные продукты не жалует. Более или менее на ситуацию повлияла запущенная недавно программа «Школьное молоко» — она подразумевает включение молочных продуктов в школьное питание и пропаганду здорового образа жизни среди детей. По данным Молочного союза, спустя полгода действия программы во многих школах уже было отмечено улучшение общего состояния здоровья детей. Однако это — лишь капля в море, и, чтобы перевести на «молочный паёк» всю страну, понадобится гораздо больше средств и сил.
Поэтому, по инициативе Министерства сельского хозяйства РФ, «Союзмолоко» на днях запустил Всероссийскую программу стимулирования потребления молока и молочных продуктов. Очень кстати к российским «молочникам» присоединился и крупнейший мировой производитель «Danone-Юнимилк», который вступил в Союз и, соответственно, намерен принять активное участие в оздоровлении россиян.
— Подобные программы уже доказали свою эффективность во многих странах, в том числе и у нас, во Франции, — рассказал генеральный директор объединенной компании «Danone-Юнимилк» Филип Кегельс. — За последние 20 лет потребление молока в стране выросло почти в 3 раза; выросла средняя продолжительность жизни населения, существенно уменьшились госрасходы на здравоохранение.
По словам Кегельса, конкретной стратегии того, как российских потребителей будут приучать пить молоко, пока нет; но, скорее всего, она будет включать комплексную работу со СМИ, школами и другими учебными заведениями, проведение массовых мероприятий (фестивалей, конкурсов и т.п.), размещение социальной рекламы и другие механизмы пропаганды здорового питания. Как добавил г-н Даниленко, это и есть первостепенная задача программы — научить россиян отличать полезные продукты от неполезных, а качественные от некачественных и таким образом привить им принципы здорового образа жизни.
Что касается непосредственного обеспечения молоком и молочными продуктами, представители «Союзмолока» уверены, что для этого хватит российских мощностей. На сегодняшний день множество отечественных предприятий сильно недозагружены, и, как только появится спрос, появится и соответствующее по объёму предложение.
— Данная программа, которая реализуется при поддержке Министерства сельского хозяйства, крайне важна для повышения спроса на отечественные продукты питания, что, в конечном итоге, положительно скажется и на здоровье наших граждан, — отметила глава Минсельхоза Елена Скрынник. — Российские товары обладают целым рядом преимуществ по сравнению с зарубежной продукцией. Отечественные продукты питания проходят самый тщательный контроль на всех стадиях производства, что гарантирует их качество.
Не является исключением и продукция «Danone»: два завода компании расположены в России. Однако французский гигант не намерен притеснять отечественных фермеров на волне «молочной пропаганды», и явным залогом его доброй воли стало вступление в «Союзмолоко».
— Молочная отрасль особенно хорошо развивается там, где существует сложившаяся культура потребления, поддерживаемая государством и отраслевыми объединениями, — напомнил Филип Кегельс в ходе встречи с представителями Союза. — Россия является крупнейшим рынком для «Danone» в мире, и мы крайне заинтересованы в совместном долгосрочном развитии российской молочной отрасли и считаем «Союзмолоко» своим стратегическим партнером в этом деле.