Уже давно эксперты предупреждали, что после такой «передряги» мы никогда не вернёмся к былым экономическим успехам, но сейчас стало ясно окончательно: мир не только не увидит прежний экономический рост, но и, вполне возможно, погрузится в новый, ещё более глубокий кризис.
В связи с этим правительства разных стран и представители международных организаций кинулись спасать государственные экономики. США пошли по самому радикальному и малоприятному для соседей пути — запустили печатный станок и выпустили на рынок несколько сотен миллиардов долларов. Аналитики тут же узрели в этом предпосылку для нового финансового краха, а власти наиболее развитых стран — угрозу себе и проявление политического «эгоизма».
Впрочем, это не помешало Америке и дальше действовать только в интересах собственной финансовой системы. Выпуск новых денежных средств — по задумке штатовских власть-предержащих — должен стимулировать внутренний спрос и поспособствовать активности на затухающем американском рынке. При этом тот факт, что эти деньги ничем не обеспечены и по сути являются раскрашенной бумагой, похоже, беспокоит кого-то только за пределами США. Не удивительно, что буквально следом за «запуском станка» в Америке глава Всемирного Банка Роберт Зеллик выступил с призывом реформировать мировую денежную систему — в частности, привязать основные валюты к золоту как к международному стандарту.
— Этот вопрос фактически уже обсуждается в мировых «верхах», он будет, в частности, ключевым на очередном саммите G-20 в Сеуле, — говорит главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. — Более того, несмотря на архаичность модели «Золотого стандарта», она в условиях, когда государства стремятся избежать валютного кризиса в дополнение к кризису финансовому, уже фактически в той или иной мере на мировом рынке применяется.
Валютный кризис — или ещё один повод для перехода к «золотому стандарту» — это разгорающаяся между крупными странами «валютная война». Наличие её как таковой представители госвластей пока отрицают, однако, по словам экономистов, баталии в мире финансов становятся всё более очевидными. Каждая страна пытается искусственно понизить курс своей валюты (что сделал, кстати, и российский ЦБ), чтобы защитить собственные интересы на экспортном рынке, и в итоге, все поочерёдно просто «наступают друг другу на хвост».
Поэтому мир и вернулся к идее Золотого стандарта, как к страховке от вот такой валютной «отсебятины».
— Речь как раз идет о фиксации ряда ведущих мировых валют друг по отношению к другу, с тем, чтобы на базе нового Золотого стандарта обеспечить стабильность международной торговли, процентных ставок, снизить риски ускорения инфляции, — объясняет Осин. — Потому что снижение валютных рисков позволяет сократить число факторов, косвенно провоцирующих рост процентных ставок и инфляции. При этом стабильность долгового рынка на данный момент — ключевой фактор восстановления мировой экономики. Вот к теме Золотого стандарта и вернулись сейчас, в период кризиса.
Но трудность состоит в том, «что просчитать эти „справедливые“ курсы, на которых предполагает зафиксировать ведущие мировые валюты весьма непросто, существует большое количество мнений на этот счет и интересов, которые надо учитывать», — продолжил экономист.
— Плюс, ещё одна — и основная — проблема системы Золотого стандарта, и, соответственно, причина его исчезновения, сформулирована в дилемме (парадоксе) американского экономиста Р. Триффина. Фактически, речь в ней идет о том, что мировая экономика по темпам своего увеличения «перерастает» в долгосрочном периоде темпы повышения объема резервов золота страны — эмитента ключевой валюты. Это постепенно ведёт к девальвации этой денежной единицы, — констатирует Осин. — Создание системы золотого стандарта основанной на резервах нескольких стран — эмитентов частично снимает это противоречие, поскольку в таком случае несколько основных валют могут одновременно девальвироваться к золоту по мере роста мировой экономики.
По версии Зеллика миру как раз и нужна система, включающая несколько валют — доллар, евро, иену, фунт стерлингов и юань, — а золото должно использоваться в качестве основы, «опорной точки расчёта».
— Однако, при этом возникает уже упомянутая проблема — договориться о справедливых взаимных соотношениях курсов указанных валют, — напоминает Осин. — В итоге, на мой взгляд, эффективность глобального Золотого стандарта для мировой экономики зависит от «горизонта» прогнозирования.
В среднесрочном периоде, да — определенное движение на мировом рынке к формированию некого аналога «Золото стандарта» прослеживается уже сейчас. Но в долгосрочном периоде, похоже, возникает, тенденция к «размежеванию» мировой экономики на несколько крупных сегментов взамен существующей глобальной экономической структуры, построенной на базе частного потребления и работы финансовых систем развитых стран.
А, соответственно, такая экономика — потенциальная «экономики будущего» — нуждается в единой валюте намного меньше, чем экономика современная, построенная на базе глобализации производства и потребления, — заключает эксперт.
Получается, возвращение к Золотому стандарту, если и произойдёт, то в конечном итоге приведёт к закономерному отказу от этого стандарта. Как и в случае с кризисом, мир вступит в очередной замкнутый круг, а с чем и когда мы из него выйдем — экономисты предсказать уже не берутся.