— Знаю, что Федеральная антимонопольная служба пыталась разобраться с ценообразованием у авиакомпаний, поэтому хочу спросить: почему стоимость авиабилета в один и тот же класс на один и тот же самолет различается в разы в зависимости от времени покупки (за несколько недель и непосредственно перед вылетом)? Получается, по сути, за одну и ту же услугу берут разные деньги? Не является ли это нарушением? Если нет, то за какие еще злоупотребления ФАС наказывала авиакомпании?
Н. Ерохин, Московская обл.
Отвечает Игорь Артемьев, глава Федеральной антимонопольной службы РФ:
— Стоимость авиабилета действительно различается в зависимости от времени покупки авиабилета. Это — общемировая практика, принятая, в том числе, и в России. Но разницу определяет не только это. Стоимость билета зависит также от того набора услуг и условий применения тарифа, которые включены в его цену. К сожалению, очень часто пассажир даже не догадывается, на что он имеет право, приобретая билет по соответствующему тарифу.
Основными нарушениями, за которые ФАС наказывала авиакомпании, — это нарушение порядка ценообразования, применение монопольно высоких тарифов, навязывание невыгодных услуг пассажирам.
ФАС проводит большую работу, в том числе, в рамках поручения Председателя Правительства РФ, направленную на развитие конкуренции на рынке авиаперевозок и на снижение тарифов.
Уже сейчас ясно, что потребителю при приобретении авиабилета должна в явном и доступном виде предоставляться вся информация об условиях применения того или иного тарифа, об услугах, включенных в стоимость билета. Потребитель должен сам для себя определять эти условия, а не приобретать единственно возможный предлагаемый ему билет с неизвестными ему условиями.
И всеми авиакомпаниями должно соблюдаться требование воздушного законодательства о возврате стоимости авиабилета.