Согласно проектным данным, мосты, построенные Моранди, отличаются упрощенной конструкцией. Вместо привычных тросов архитектор использовал немногочисленные бетонные балки. Помимо бетонных опор дорожное полотно на мосту поддерживалось тремя пилонами с вантами. Длина моста составляла 1102 метра, а высота пилонов — 100 метров. Дорожное полотно находилось на высоте 45 метров от земли.
«Мосты, которые строились в 1960-е годы профессором Моранди, строились по особой системе архитектора. Таких мостов довольно много в самых разных странах мира. Система довольно интересная. Это вариант равной системы, в которой сделан предварительно напряженный железобетонный шпренгель, который еще называют вантами, в который убрана высокопрочная арматура, удерживающая в проектном положении пролетное строение», — говорит инженер-строитель мостов и тоннелей, доцент МАДИ Сергей Зеге.
По словам эксперта, по такой системе мосты в России не строились. Но предварительно напряженных железобетонных мостов, в том числе рамных, много в России. Есть они и в Москве, например, рамно-подвесная конструкция есть на мосту в Строгино. Такая система похожа на систему Моранди, но она не имеет таких железобетонных вантов.
Почему рухнул мост?
- Долгая эксплуатация
Мост Моранди, который находился в неудовлетворительном состоянии, не считался аварийным. На мосту проводили ремонтные работы, но, как говорит Зеге, на какие-то аспекты, которые привели к такому катастрофическому обрушению, не обратили внимания.
«Сооружение в определенной степени ветхое. Его обрушение в моем представлении является следствием достаточной степени износа, ведь с момента сдачи в эксплуатацию прошло уже не меньше пятидесяти лет», — говорит Зеге.
- Коррозионное растрескивание арматуры
Мост прошел реконструкцию в 2016 году, а в последнее время там велись работы по укреплению фундамента опор. По словам Зеге, поскольку обрушение произошло резко, то в мосту, скорее всего, образовалось излишнее перенапряжение арматуры, которое привело к обрушению.
«Применительно к условиям Генуи у таких конструкций есть такой недостаток, что там стоит много высокопрочной предварительно напряженной арматуры, которая в принципе является основным несущим элементом, и она склонна к коррозии, и самое главное, к хрупкому разрушению при коррозии — коррозионному растрескиванию. При нем возможно выделение значительной энергии, которая идет на разрыв маленьких проволочек. Если одна из них лопается, выделяется энергия, которая может вызвать разрушение каких-то следующих элементов. В результате возможно такое быстрое и катастрофическое разрушение», — говорит Зеге.
- Сейсмическая активность
Италия расположена в зоне Альпийско-Гималайского пояса, в которой нередки землетрясения. Регион Лигурия, к которому относится Генуя — не самая активная зона, хотя здесь могут отмечаться 3-4-балльные толчки. В любом случае, такую нагрузку на мостовую конструкцию, по словам эксперта, ранее учли, и поэтому подземные толчки не могли стать причиной обрушения.
«На сейсмику этот мост наверняка просчитывали. Землетрясения там были, и он их выдержал. В данном случае в момент обрушения никакого землетрясении с существенной магнитудой не было зафиксировано. Так что эта катастрофа навряд ли имеет отношение к сейсмике», — говорит Зеге.
- Погодные условия
В день катастрофы в Генуе шел многочасовой сильный ливень. По одной из версий, потоки воды могли подмыть фундамент опоры.
«Погодные условия могли вызвать какие-то размывы, промывы и т.д., но все они фиксируются, а сооружение не было выведено из эксплуатации. Им продолжали пользоваться, значит, оно было в относительно пригодном к эксплуатации состоянии. Обычно такое обрушение бывает либо в случае каких-то катаклизмов, природных либо рукотворных, но их не было зафиксировано. Удар молнии не мог повредить, ветер тоже не мог повредить такое сооружение. А вот межкристаллическая коррозия несущих элементов может привести к такого рода последствиям», — говорит Зеге.
- Отсутствие автоматизированной системы слежения
На современных мостовых сооружениях есть специальные инженерные службы, которые при помощи датчиков отслеживают процесс деформации конструкций моста. Что касается моста Моранди, то по словам эксперта, такой мониторинг, видимо, не велся.
«Сегодня, когда проектируют такие уникальные мосты, их снабжают автоматизированными системами слежения. Но пятьдесят лет назад такого не было. За этим мостом следили, но только по внешним признакам. То, что он при этом не проявлял склонность обрушиться и потом внезапно рухнул, это косвенное свидетельство хрупкого разрушения каких-то ответственных несущих элементов», — говорит Зеге.