Звучащая в метро и в электропоездах фраза «Поезд дальше не идет, просьба освободить вагоны», как показывает жизнь, верна не всегда. Бывает, когда поезда внезапно уходят в самовольное путешествие, превращаясь в бомбы, способные натворить много бед. Освободить вагоны таких поездов не нужно просить дважды – оставаться на борту этих составов или просто находиться рядом смертельно опасно.
Маньяк в кабине машиниста в России
В ночь на 11 января 2004 года в локомотивном депо Волховстрой Октябрьской железной дороги заступила на дежурство бригада в составе машиниста Эдуарда Горчакова и помощника машиниста Александра Абдурахманова.
Горчаков прибыл на службу с опозданием, объяснив это тем, что просто проспал. Никто не придал значения и странному внешнему виду машиниста – он был одет в праздничный костюм и галстук-бабочку.
Торопясь отправить бригаду на работу, медики поверхностно провели плановый осмотр Горчакова на предмет возможности им выполнять свои обязанности. Вопросов к состоянию машиниста не возникло.
Затем бригада на электровозе ВЛ15-018 выехала на станцию Мурманские ворота, где к локомотиву были прицеплены 58 грузовых вагонов, составивших поезд номер 1908.
Машинист вел себя странно – не проверил тормоза, не подключил все положенные контрольные приборы. На подходе к станции Куколь он, в нарушение указаний диспетчера, требовавшего сбавить скорость и пропустить другой состав, наоборот, прибавил ход. Помощник машиниста попытался остановить Горчакова, однако тот пригрозил напарнику физической расправой. Абдурахманов, который был меньше и ниже машиниста, не мог ему противостоять.
На станции Куколь поезд с обезумевшим машинистом, повредив стрелку, выскочил на главный путь под красный сигнал семафора и отправился в путешествие, в любой момент грозившее перерасти в катастрофу. Чтобы ему не пытались помешать, Горчаков отключил радиосвязь в кабине.
Остановить безумца удалось только путем обесточивания всего перегона. Поезд остановился в 10 км от станции Цвылево, чем воспользовался Абдурахманов, сумевший сбежать. Тем временем, обесточенный поезд, стоявший на крутом уклоне, откатился назад примерно на полтора километра в сторону станции Валя, после чего остановился окончательно.
Безумный рейс продолжался 47 минут, за которые поезд прошел 40 км, причем его скорость на отдельных участках достигала 95 км/ч.
Железнодорожники и милиционеры, прибыв к месту происшествия, закрепили состав на месте тормозными башмаками, после чего отправились задерживать Горчакова. Машинист не пытался скрыться – он оставался в кабине в невменяемом состоянии. Безумца доставили в больницу, где ему был поставлен диагноз – острый бредовый психоз с агрессивными тенденциями.
Огненный поезд в Канаде
6 июля 2013 года товарный поезд, принадлежавший американско-канадской железнодорожной компании Montreal, Maine and Atlantic Railway и следовавший в американский штат Мэн, прибыл на железнодорожную станцию в городке Нант, расположенном в провинции Квебек, в районе Восточных кантонов. Состав включал в себя 73 цистерны с сырой нефтью.
Машинист поезда, в соответствии с принятыми на железных дорогах США и Канады правилами, поставил состав на тормоз и отправился спать в гостиницу. Специалисты компании, владеющей поездом, подчеркнули, что система торможения в поезде исключает возможность ее вывода из строя злоумышленниками.
На следующее утро состав должен был повести дальше другой машинист, однако ночью состав по неустановленным причинам неожиданно сдвинулся с места и, набирая ход, направился в сторону городка Лас-Межантик, расположенному в 250 километрах от Монреаля.
«Безумные восьмерки» в США
15 мая 2001 года поезд CSX 8888, принадлежащий компании CSX Transportation, находился на станции Стэнли в штате Огайо. Состав состоял из 47 вагонов, из которых 22 были гружёными, а 25 — порожними.
Состав совершал маневры на станции, когда машинист, находясь в кабине в одиночестве, обратил внимание, что стрелка путей переведена не в нужную сторону. Притормозив состав до 13 км/ч, машинист решил спрыгнуть с поезда, перевести стрелку и вновь забраться в локомотив.
Однако, когда железнодорожник оказался на насыпи, он обнаружил, что поезд стал набирать ход. Машинист попытался вернуться в кабину, но не сумел удержаться на мокрых от дождя поручнях и, проехав по насыпи более двадцати метров, упал.
Поезд же отправился в самостоятельное путешествие. Особую опасность для людей представляло нахождение в составе двух цистерн с жидким фенолом. Крушение поезда могло привести к разливу более десятка тысяч литров этого особо сильного токсина.
Началась самая настоящая погоня за поездом, в ходе которой были предприняты попытки остановить поезд путем внешнего торможения, заскочить в кабину локомотива, однако все они закончились неудачей.
Спустя некоторое время диспетчеры остановили поезд Q63615, следовавший навстречу «беглецу». Опытный экипаж Q63615 получил команду отцепиться от своего состава и отправиться в погоню за CSX 8888.
В конце концов, машинистам Q63615 удалось догнать убежавший состав, прицепиться к нему и притормозить поезд. После этого один из железнодорожников смог проникнуть в кабину локомотива и окончательно остановить состав.
CSX 8888 менее чем за 2 часа покрыл расстояние в 106 км, а на некоторых участках его скорость достигала 76 км/ч.
Во время этого происшествия пострадал один человек – тот самый горе-машинист, пытавшийся перевести стрелку на ходу и получивший травмы в результате попытки забраться обратно кабину.
Сама история путешествия поезда получила в США название «безумные восьмерки» в честь номера состава. Спустя девять лет на основе данного происшествия был снят фильм-катастрофа «Неуправляемый».
Пропавший машинист в Беларуси
В отличие от вышеприведенных историй, случай, происшедший осенью 2012 года в Беларуси, носит более комический, нежели трагический оттенок. В данном случае «сбежал» не поезд, а… машинист.
Дизель-поезд назначения Влодава–Брест соединяет Беларусь с приграничным населенным пунктом в соседней Польше, и пользуется популярностью у местных жителей.
Во время очередного рейса поезд прибыл в Томашовку. В 25 км от этого агрогородка расположена польско-белорусская граница, а в самой Томашовке, находящейся фактически на стыке трех государств – погранпереход в Украину.
Согласно расписанию, поезд прибыл в Томашовку в 11:06 по местному времени, а отправляться должен был только в 16:30.
Буквально в ста метрах от станции начинается лесной массив, богатый отборными грибами. Машинист решил не терять времени и ушел на «грибную охоту».
Ко времени отправления поезда он не появился. Помощник машиниста вести поезд в одиночку не имел права, да и судьба коллеги его тревожила. Тем временем, бунт начали поднимать пассажиры…
К поезду в спешном порядке была вызвана новая локомотивная бригада, которая и повела поезд к месту назначения. Что касается машиниста, то на его розыск отправили поисковую группу.
Пропавший обнаружился рядом с украинской территорией. Бежать «за кордон» он не собирался – просто, увлекшись сбором грибов на незнакомой местности, он банально заблудился.