Примерное время чтения: 8 минут
16753

Лео Бокерия: До врача доходят четверо из ста больных

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. Рухнет ли рубль «ниже плинтуса»? 28/09/2011

К сожалению, похвастаться таковым в России могут немногие - в нашей стране около 22 млн человек (каждый шестой житель!) страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями и около 57% умирают от проблем с сердцем. Как изменить печальную статистику?

Об этом - наш разговор с Лео Бокерия, академиком РАМН, директором Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева, Президентом общероссийской организации «Лига здоровья нации».

«АиФ»: - Лео Антонович, российскую школу кардиохирургии часто сравнивают с американской. И это сравнение не в нашу пользу...

                                                               
Досье
Лео Бокерия родился в 1939 г. Окончил 1-й Московский медицинский институт имени И. М. Сеченова. Президент Российского научного общества сердечно-сосудистых хирургов. Член Общественной палаты РФ и Президиума РАМН.

Л.Б.: - В России блистательная школа кардиохирургии. Именно в нашей стране С. С. Брюхоненко создал первый аппарат искусственного кровообращения, который используют кардиохирурги всего мира. Благодаря инженеру Гудкову сосудосшивающие аппараты - тоже наш приоритет. В. И. Колесов впервые в мировой практике сделал операцию артериального шунтирования сосудов сердца. Сами американцы признают: если Бакулевский центр переместить в США, то многие американские клиники потеряют работу. Другое дело, что таких центров, как наш, в России немного. Если в Америке 870 клиник, оперирующих на сердце, в России - 90. Нам нужно делать 142 тыс. операций в год, но пока к такой цифре мы и близко не подошли! Хотя ситуация постепенно улучшается - если 10 лет назад делалось 6 тыс. операций на остановленном сердце, в прошлом году было выполнено 43 тыс.

«АиФ»: - Сейчас по всей стране строятся федеральные центры сосудистой хирургии…

Л.Б.: - Смешно думать, что, построив Федеральный центр и оснастив его самым лучшим оборудованием, мы решим проблему. По уровню сложности с сердечно-сосудистой хирургией не может сравниться даже трансплантология. Вырастить полноценного специалиста-кардиохирурга - процесс долгий и дорогой.Кардиохирургами становятся только в 35-37 лет. Сейчас самая важная задача - распространить в регионах опыт передовых клиник. Важно, чтобы у всех оперирующих хирургов было одинаковое пособие. Это самый действенный способ для того, чтобы в любом месте человек получал оптимальную помощь.

В Америке кардиохирургическая помощь выстроена по схеме «Ступица и колесо». В центре «колеса» находится крупная клиника (одна на 3-4 штата), под руководством которой работают 5-7 клиник поменьше, а под ними в свою очередь работают от 5 до 10 центров третьего звена. Суть программы в том, что во всех этих клиниках все однотипные операции проводятся одинаково. И результаты операций одинаковы что в крупных, что в небольших  клиниках.

Страховка…от пациентов

«АиФ»: - Хотя и говорят, что с полисом ОМС можно прикрепиться к любой клинике, на практике это оказывается нереально...

Л.Б.: - Бесплатного лечения не существует в природе - за больного платит либо государство, либо предприятие, либо спонсор, либо он сам. Почему американская система здравоохранения считается лучшей в мире? Там на лечение больного выделяется ровно столько денег, сколько нужно. А сколько нужно, решает не чиновник из министерства или клерк из страховой компании, а консилиум экспертов. Только правильно организованная страховая политика может сделать высококвалифицированную помощь доступной, а медицину - саморазвивающейся. В нашей стране страхование важно ещё и потому, что мы всё покупаем. 99% одноразовых принадлежностей и лекарств, необходимых при операции на сердце, поступает из-за границы - цену поднимают налоговые и таможенные сборы и т. д. Если все больные будут застрахованы, в больницы придут большие деньги, и производители начнут выпуск необходимого и конкурентоспособного оборудования, лекарств.

«АиФ»: - Во всём мире страхуют не только пациентов, но и врачей…

Л.Б.: - Мой девиз - «Пациент всегда прав!». Только так достигается доверие больного к врачу. Но сегодня у нас врачи никак не защищены. Недавно к нам поступил 2-месячный ребёнок. При обследовании выяснилось, что ему нужно ставить новый сердечный клапан. Таким маленьким детям операцию не проводят - ждут, пока подрастут. А отец написал 2 письма президенту с жалобой, что Центр «отказал ребёнку в помощи». Я на свой страх и риск взялся за сложнейшую операцию - к счастью, с благополучным исходом. Но я был ничем не застрахован - ведь сегодня больной может затаскать врача по судам любого уровня. Так быть не должно. Мировая практика давно исключила возможность прямого конфликта между врачом и пациентом.

«АиФ»: - Говорят, что к кардиохирургам попадают только пациенты, которых недолечили кардиологи…

Л.Б.: - Это опасное заблуждение, которое бытует и среди кардиологов. Вот и пытаются отдельные специалисты до последнего лечить те болезни, от которых может избавить только операция. В итоге к кардиохирургам пациент попадает в предельно запущенном состоянии. Есть страшная статистика - только четырёх из ста больных кардиологического профиля терапевты посылают к кардиологу. А от него до кардиохирурга и вовсе доходят единицы.

«АиФ»: - В школах добавили третий урок физкультуры. Справятся дети с нагрузкой? Вспоминаются смерти на физкультуроках...

Л.Б.: - Здоровому ребёнку дополнительная физическая нагрузка пойдёт только на пользу - его физические возможности беспредельны. К опасным заболеваниям, при которых есть риск внезапной смерти, относятся синдром удлинённого интервала QT и гипертрофическая обструктивная кардиомиопатия. Эти заболевания  сегодня достоверно диагностируются с помощью кардиограммы и эхокардиографии.

«АиФ»: - По статистике, у каждого третьего подростка есть вегетососудистая дистония. Эти дети - будущие пациенты кардиологов?

Л.Б.: - В Англии было проведено обследование, показавшее, что этот синдром имеют до 45% школьников. Как правило, этот диагноз дети успешно перерастают - во взрослую жизнь с ним вступают 0,5% школьников.

Мясо, сон и спорт

«АиФ»: - В каком возрасте нужно покупать тонометр?

Л.Б.: - Тонометр нужно иметь всегда и периодически измерять давление, если, например, появится головная боль.

«АиФ»: - Спать надо на правом боку?

Л.Б.: - Человек должен спать так, как ему удобно.

«АиФ»: - После 40 лет ради здорового сердца надо отказаться от мяса?

Л.Б.: - Мясо необходимо в любом возрасте - в нём содержатся незаменимые белки. Другое дело, что лучше отдать предпочтение отварному мясу и не злоупотреблять гарнирами - человек в этом возрасте набирает вес в том числе и из-за обилия клетчатки.

«АиФ»: - Какие самые первые признаки сердечного неблагополучия?

Л.Б.: - Одышка, которая проявляется, когда сердце уже не может прокачивать достаточное количесто крови.

«АиФ»: - Что нужно делать, чтобы не стать пациентом кардиолога?

Л.Б.: - Поддерживайте постоянным свой вес. Если вы в 50 лет наденете тот же костюм или платье, которое носили в 25, можете поставить себе пять с плюсом. Важно не курить, не переедать и не перепивать. Строго соблюдайте режим сна - старайтесь ложиться спать в одно и то же время. Очень важна адекватная физическая нагрузка. Но не стоит в 50 лет подвергать организм нагрузкам, которые были в юности, - сердце может сорваться на мерцательную аритмию. Лучше плавайте и ходите пешком! Исследования показали, что, если человек будет ходить пешком 2 часа в неделю, у него непременно появится потребность в дальнейшем увеличении физических нагрузок.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы