По каким бы правилам ни привыкли работать зарубежные производители, если их продукты питания попадают на российские прилавки – значит, они подчиняются российскому законодательству. То же самое, разумеется, относится и к отечественным компаниям. При упоминании законодательства всегда вспоминаются корпоративные юристы и правила налогообложения. Но для компаний, работающих в пищевом секторе, это в первую очередь стандарты качества, которые предъявляются к сырью и конечному продукту.
Все производители обязаны одинаково соблюдать требования ГОСТ и СанПиН. Эти стандарты регулируют практически весь процесс производства продукта от начала и до конца, от «А» до «Я», то есть не только качество, но и санитарные условия. Например, для всей молочной продукции четко прописаны требования к качеству молока в ГОСТ 13264-88: коровье молоко должно быть натуральным, без осадка и хлопьев, не содержащим ингибирующих веществ (антибиотиков, аммиака и пр.). Это только первые строки, поскольку самих требований очень много (все они находятся в открытом доступе). Кроме того, есть отдельные стандарты для детской молочной продукции. СанПиН, как становится понятно уже по аббревиатуре, регулирует санитарные нормы технологических процессов. Поэтому условия на предприятии по переработке молока должны быть едины, независимо от того, относится этот завод к российской или зарубежной компании.
Конечно, есть производители, которые обходят эти правила. Но таких сегодня, к счастью, становится все меньше и меньше. Это говорит о том, что продукты питания от «наших» и «чужих» компаний не так уж сильно отличаются. Главное, насколько добросовестно производители руководствуются существующими нормами ГОСТ и СанПиН.
Но надо отметить, что многие зарубежные производители учитывают не только национальные стандарты, но и собственные требования. Например, европейские компании предпочитают не отступать от стандартов ЕС. Эти стандарты не противоречат друг другу, а скорее дополняют. Так, в той же молочной продукции российские и европейские требования во многом схожи, но у последних более жесткие критерии с точки зрения отбраковки молока. Российские же правила можно назвать более лояльными еще и потому, что они не делают обязательной сертификацию ISO. Этот сертификат значительно ужесточает требования к качеству молочной продукции, а также защищает потребителя от дезинформации, расширяя список того, что должно быть указано на упаковке. Но отечественные компании пока что могут обходить ISO стороной, тогда как крупные зарубежные производители без этой сертификации не обходятся.
Однако российских и зарубежных производителей объединяет работа с одним и тем же сырьем. Мало кто согласиться выписывать сырье из-за границы – это накладно и по цене, и по качеству, ведь время, потраченное на транспортировку, неизбежно скажется на продукте. Поэтому все компании без исключения подписывают договоры с поставщиками на территории России. Непосредственно в молочной индустрии не так уж много поставщиков, которые могут обеспечить крупные и бесперебойные партии молока, так что многие компании работают с одинаковым сырьем.
Многое, правда, зависит от корпоративных стандартов. Некоторые компании стараются покупать преимущественно молоко высшего сорта, другие же часто довольствуются первым и вторым сортами. Та же ситуация наблюдается и с биохимическим составом молока. Есть производители, которые устанавливают очень жесткие стандарты и ни при каких условиях не принимают партию молока, если обнаруживают малейшие отклонения по, например, микробиологическим показателям. С другой стороны, бывают такие печальные ситуации, когда компания готова купить у поставщика «несовершенное» молоко по заниженной цене.
В общем, качество сырья, из которого будет изготовлен продукт, во многом зависит именно от производителя и его стремления к высоким стандартам. Есть компании, избегающие серых схем и действующие в рамках юридически согласованных правил игры. Но у кого какие именно подобные корпоративные стандарты – потребителю сказать сложно.
Подводя итог, можно заключить, что деление на «наших» и «не наших» производителей продуктов питания весьма условно. И те и другие работают с одинаковым сырьем, а их производственные мощности находятся на территории России. Поэтому о том, что у кого-то продукты «натуральнее», говорить не приходится. При этом все компании обязаны подчиняться единым стандартам ГОСТ и СанПин. Пожалуй, существенное отличие лишь одно – многие зарубежные производители к национальным требованиям добавляют и свои собственные, которые иногда более «придирчивы». В том числе, иностранные компании зачастую имеют сертификацию ISO. В остальном же за качество продукта «отвечают» корпоративные стандарты и отношение компании к своим покупателям.