Лучше, но дороже
ДОСЬЕ | |
---|---|
Александр Баранов родился в 1941 г. в Кировской области. Вице-президент РАМН, председатель исполкома Союза педиатров России, директор Научного центра здоровья детей РАМН. Автор более 400 научных работ. |
«АиФ»: - Александр Александрович, что изменилось за эти несколько десятков лет в педиатрии?
А.Б.: - Прежде всего диагностика. Появилось уникальное оборудование, и это повлекло за собой расширение спектра болезней, которые раньше мы просто не выявляли. Изменилась профилактика. Сегодня десятки инфекций можно предотвратить с помощью вакцинирования. В российском календаре 10 прививок, а в европейских - 15-16. Конечно, импортные вакцины пока по некоторым показателям превосходят отечественные. Например, комбинированные препараты, когда в одном шприце 6 вакцин: не надо колоть 6 раз, достаточно одной прививки.
С помощью генной инженерии созданы совершенно новые лекарства - биологические агенты, благодаря которым мы можем вылечивать недуги, считавшиеся раньше неизлечимыми: ревматоидный артрит, другие болезни соединительной ткани, некоторые заболевания кишечника. Но всё стало дороже.
«АиФ»: - Сейчас в здравоохранение приходит много денег. На детей выделяется достаточно?
Полезные советы от А. Баранова | |
---|---|
■ Не занимайтесь самолечением. При спасении ребёнка, особенно маленького, счёт иногда идёт на минуты. |
А.Б.: - На распределение денег существенно повлияло послание президента Д. Медведева Федеральному собранию. И сегодня власти требуют, чтобы 25% средств, выделяемых на модернизацию здравоохранения, было отдано детям. Хотя мы считаем, что на педиатрию надо выделять не менее 30%. Кстати, показатели младенческой смертности у нас остаются высокими только на Кавказе и Дальнем Востоке, в 20 регионах эти цифры уже на уровне западноевропейских, а в центральной и северо-западной части РФ даже ниже, чем в Финляндии и Голландии.
«АиФ»: - Мы начинаем реанимировать детей с очень низкой массой тела - от 500 граммов, с 22-й недели беременности. Есть мнение, что из-за этого возрастёт число инвалидов...
А.Б.: - Я согласен.
«АиФ»: - Но если ребёнок родился, надо помочь ему выжить...
А.Б.: - Конечно. Его надо реанимировать и реабилитировать. Перинатальные центры во многих регионах построены, но очень нужны и реабилитационные. В длительной реабилитации нуждаются и младенцы, родившиеся с низкой массой тела, и все дети с хроническими заболеваниями.
Ради наживы
«АиФ»: - Госдума предлагает ввести уголовную ответственность для врачей, которые делают аборты на поздних сроках беременности.
А.Б.: - Это правильно. С абортами у нас ситуация почти катастрофическая. По официальным данным, в стране проводится 1 млн 200 тыс. абортов в год. Почти столько же, сколько рождается детей. Но реально абортов значительно больше. По некоторым источникам, только в Москве сотни частных клиник живут за счёт абортов, скрывая от властей свою деятельность. Я бы разрешил аборты только в государственных клиниках. Во многих странах с женщиной, которая пришла делать аборт, сначала беседуют, убеждая оставить ребёнка, и три из четырёх решают рожать. Нам нужно вернуть программу планирования семьи, которую незаслуженно закрыли депутаты ещё прошлых созывов.
«АиФ»: - В «АиФ» есть фонд «Доброе сердце», куда обращаются родители, чтобы собрать деньги на лечение ребёнка за границей. Чего не хватает нашей педиатрии?
А.Б.: - Мы официально признаём всего 7-8 редких заболеваний у детей: лечим за счёт государства. А в мире их насчитывается уже сотни! Вопрос упирается в финансирование: лечение таких болезней требует сотен тысяч долларов в год. А пока официально болезни как бы нет, то её и не лечат. У нас нет нормального закона по детской трансплантации, а значит, нет возможности проводить детям операции по пересадке донорских органов. Нет закона об охране здоровья детей. Его разработали в нашем центре, но в Думе есть мнение, что достаточно норм в общих законах. Справедливости ради надо сказать, что у нас неплохо развивается кардиохирургия, мы проводим по общепризнанным мировым стандартам лечение онкогематологических заболеваний у детей. В этих случаях стремиться на лечение за границу не всегда оправданно.