15 центов
«Время – деньги!». Это говорили разные люди, иногда хором. Профессор экономики Ян Уолкер из Великобритании доказал это математически и стал героем новостей. Согласно его формуле, зная доходы, налоги и премии, можно рассчитать, сколько стоит каждая минута нашей жизни. Минута жизни среднего англичанина стоит 15 центов, а средней англичанки – 12. Когда гуляем с собакой, смотрим телевизор – теряем деньги, например, за три минуты чистки зубов – 45 центов. А сколько еще уходит на сон… Программа для расчета по методу профессора Уолкера очень популярна в Англии и Америке. Она позволяет решить задачу, например: должен ли ты сам убирать свой дом или выгоднее пригласить для этого другого человека, чье время стоит дешевле. Сара Эндрюс – адвокат по уголовным делам, ее минута стоит 10 долларов, поэтому ее дочь Анна после уроков находится на внешкольных занятиях, под присмотром учителей, чье время стоит в десять раз меньше. «Будешь плохо учиться, пойдешь мыть полы», – говорили мне в советской школе. В США пугают по-другому: «Ты докатишься до работы в Макдоналдсе», что означает: будешь терять и время, и деньги.
«А не пойти ли мне поработать?» – этот вопрос задают здесь с радостью, потому что на работе время обретает смысл и вещественное доказательство не зря прожитых часов. Дизайнер интерьеров мисс Джонси радуется, когда удается работать в Новый год – ее время дорожает вдвое. Я в таких ситуациях расстраиваюсь, думаю, что теряю время – золотое и свободное.
Фамильные ценности
Мудрые китайцы не зря заставляли детей учить свою родословную до 70-го колена. Чем длиннее цепочка, связывающая нас с прошлым, тем шире границы нашего личного времени. Такой вывод сделала группа ученых под руководством Стива Зейтлин из Университета Нью-Йорка. С этой точки зрения, американка Мэри Стронг имеет больше времени, чем многие. Ее прадедушка, которому 104 года, жив, курит табак и хранит в памяти своего
дедушку, которому в молодости пришлось быть рабом. Мэри легко представляет далекую точку в прошлом, с которой она может начать рассказ о себе. А у многих просто нет воспоминаний, патриархов в семье и нет времени за спиной. Ученые считают, что такие люди, как Мэри, более подготовлены, уверены в этой жизни, редко задают вопросы: «Как жить?». Они умеют жить, стареть и переживать потери с высоты их фамильного времени.
Эта теория объясняет тягу к фамильным легендам, бабушкиным сундукам и антиквариату, даже тому, который не принадлежал непосредственно твоим родственникам.
Известно, например, что Тина Тернер предпочитает спать на кровати времен Людовика XV. И большие деньги заплачены не столько за стиль, сколько за возможность иметь пару-тройку веков у себя бод боком. И думать о вечном без страха.
Личное мнение
Эдита Пьеха:
– Я более 30 раз выступала в Германии и часто слышала от немцев такое выражение: время – деньги. Время надо беречь, но мы не так воспитаны. Мы, славяне, такие сентиментальные. Нам хочется всегда получать удовольствие, радость от того, что мы делаем, а о том, что мы теряем на это много времени, мы не задумываемся, хотя могли бы его использовать, чтобы произвести что-то полезное. Поэтому общество, где берегут время, – это общество хорошо воспитанное. Надо все делать вовремя, тогда ты будешь в выигрыше.