Анализ ситуации
Анализ положения дел с аварийностью на транспорте в последние годы позволяет сделать вывод о продолжении позитивных тенденций в сфере дорожного движения. За последние пять лет основные показатели аварийности последовательно сокращаются на фоне устойчивой тенденции ежегодного роста как численности автопарка (+18%, с 47,8 до 56,5 млн), так и населения Российской Федерации (+2,46%, с 143 до 146,8 млн).
Снизилось как количество дорожно-транспортных происшествий и число раненых на 16,8% и 16,7% соответственно, так и погибших почти на треть (31,8%). Аналогичная динамика сохраняется и в текущем году.
По данным статистики аварийности за 11 месяцев 2018 года на российских дорогах было зафиксировано более 151 тыс. ДТП. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП сократилось почти на 2%. В этих происшествиях погибли 16,4 тыс. человек. По сравнению с прошлым годом этот показатель стал меньше на 5,4%, травмы различной степени тяжести получили чуть менее 193 тыс. человек. Несмотря на такое значительное число пострадавших, этот показатель относительно данных за 11 месяцев 2017 года сократился на 1,5%.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий остаются: выезд на полосу встречного движения, в результате которого смертельные травмы получает почти каждый четвертый погибший участник дорожного движения, каждый девятый погибает из-за нарушения правил расположение транспортных средств на проезжей части, каждый двенадцатый — из-за несоответствия скорости конкретным условиям, каждый двадцатый — из-за нарушения правил проезда перекрестков и неправильного выбора дистанции.
Утверждение стратегических документов в области дорожной безопасности
В начале текущего года Председателем Правительства Российской Федерации утверждена Стратегия безопасности дорожного движения (распоряжение от 8 января 2018 г. № 1-р), во многом определившая приоритеты работы на период до 2024 года. Впервые на государственном уровне провозглашена идеология стремления к нулевой смертности на дорогах к 2030 году.
Майский Указ Президента Российской Федерации (от 7 мая 2018 г. № 204) закрепил её целевой показатель на предстоящий семилетний период — снижение в 3,5 раза смертности населения от дорожно-транспортных происшествий до уровня не выше 4 погибших на 100 тысяч населения.
Практическим инструментом для решения этой задачи является национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в структуру которого включен федеральный проект «Безопасность дорожного движения».
Вопросы повышения безопасности дорожного движения рассматривались на площадках различного уровня — Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности, Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
Развитие системы автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД
Продолжается развитие системы автоматической фиксации нарушений ПДД. Ее функционирование организовано на всей территории нашей страны. На сегодняшний день насчитывается около 15,5 тыс. таких комплексов, из которых 10,8 тыс. установлены стационарно. В течение года их количество увеличилось на 20%.
Основная часть (59 %) всех имеющихся комплексов (11,2 тыс.) выявляет нарушения, связанные с превышением установленной скорости, из них по среднему значению — 1 тыс. Нарушения правил стоянки или остановки — фиксируют 751 комплекс, за движение по выделенной полосе для общественного транспорта — 706, за движение по обочине — 375, за выезд на встречную полосу — 1385, за разворот, в случаях, когда он запрещен — 321, за нарушение требований дорожных знаков и разметки — 634, за проезд на запрещающий сигнал светофора — 1394 и за невыполнение остановки перед «стоп-линией» — 1603.
Анализ эффективности применения комплексов свидетельствует о том, что в местах их функционирования отмечается снижение общего количества происшествий и тяжести их последствий. Ежегодно в результате деятельности системы на дорогах страны ликвидируются порядка 1,5 тыс. аварийно-опасных участков.
Предоставление государственных услуг по линии Госавтоинспекции
Государственные услуги по регистрации транспортных средств и прицепов к ним, проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений остаются наиболее востребованными. За 9 месяцев 2018 года по экзаменационному направлению — оказано 5,5 млн услуг (+12,4%, АППГ — 4,8 млн), из которых 70,3% — в электронном виде. По регистрационному направлению — оказано 8,9 млн (+4,4%, АППГ — 8,5 млн), из которых 71,4% — в электронном виде.
Организована выдача водительских удостоверений в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ). В общем количестве доля выданных таким образом удостоверений составляет порядка 16 процентов. Наиболее активно этим пользуются в Москве, Республике Татарстан, Ставропольском и Приморском краях, Иркутской, Московской, Самарской и Челябинской областях.
При этом установленные руководством страны плановые показатели, которые закреплены в Указе Президента Российской Федерации от 7.05.2012
№ 601, достигнуты. Уровень удовлетворенности граждан качеством государственных услуг, предоставляемы по линии Госавтоинспекции, превышает критерий, установленный Указом — не менее 90%) и составил за 9 месяцев 2018 года по линии регистрационной и экзаменационной работы — 95,1%.
О работе подразделений Госавтоинспекция в праздничные дни
Подразделения Госавтоинспекции, осуществляющие прием граждан, — регистрационные, экзаменационные, административной практики — в праздничные дни они будут работать по специальному графику, с которым можно ознакомиться на региональных страницах официального сайта Госавтоинспекции (www.gibdd.ru).
Все участники дорожного движения, попавшие в трудную ситуацию на дороге, могут круглосуточно обращаться за помощью к сотрудникам Госавтоинспекции. Они постараются оказать все возможное содействие.
На протяжении всех праздничных дней Госавтоинспекция усилит контроль прежде всего за нетрезвыми водителями, а также за соблюдением правил безопасной перевозки детей как автомобилями, так и автобусами.
Родители обязаны строго соблюдать правила перевозки детей в салоне автомобиля. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет должна осуществляться только с использованием детских удерживающих систем. Перевозка детей в возрасте от 7 до 12 лет, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств или с использование ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих устройств.
Если ребенок едет на автобусную экскурсию, или на ёлку, то перед такой поездкой родителям необходимо лично убедиться, что она организована по всем правилам.
Важно также обеспечить ребенка световозвращающими элементами — в темное время суток и в сумерки он должен быть заметен на дороге.
В праздничные дни патрулирование экипажами ДПС будет проводится в местах массового скопления людей, — на подъездах к торговым центрам, местам отдыха и развлечений, где возможно возникновение транспортных заторов и аварийных ситуаций. В период новогодних праздников на дороги выйдут дополнительные наряды ДПС, особенно в региональных центрах и крупных городах, — в праздничные дни здесь существенно увеличивается плотность транспортного потока за счет большого количества автомобилистов, приезжающих из соседних городов и регионов.
Госавтоинспекция МВД России обращает особое внимание всех участников дорожного движения, что никакого лояльного отношения к нетрезвым водителям не будет ни в период новогодних праздников, ни в какое-либо другое время. Повсеместно будут проводиться массовые проверки, направленные на предупреждение нарушений и выявление водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения.
Госавтоинспекция МВД России обращается ко всем участникам дорожного движения с просьбой не оставаться равнодушными к проблеме пьянства за рулем, своевременно сообщать в полицию о водителях, которые ведут себя на дороге неадекватно, управляют автомобилем в нетрезвом состоянии. Сотрудники ГИБДД готовы предпринять все необходимые оперативные меры реагирования на сообщения о пьяных за рулем.
Опыт такого взаимодействия сегодня есть во многих российских регионах, когда общественные активисты в праздничные и выходные дни также выходят на патрулирование дорог, оперативно сообщая в Госавтоинспекцию о водителях, ведущих себя неадекватно.