13 июля 2016 года в 12-00 в пресс-центре "АиФ" состоялся круглый стол на тему:
"Нагорный Карабах сегодня: взгляд с севера"
На круглом столе обсудили следующие вопросы:
- Роль России в заключении трехстороннего соглашения о прекращения огня в зоне карабахского конфликта в мае 1994 г;
- Ситуация в регионе Южного Кавказа после четырехдневной войны в апреле 2016 г;
- Последние встречи президентов Армении и Азербайджана в Вене и Санкт-Петербурге и ход мирного урегулирования карабахского вопроса;
- Право народа Нагорного Карабаха на самоопределение.
В мероприятии приняли участие:
Владимир Николаевич Казимиров – Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ, руководитель посреднической миссии России, полномочный представитель Президента Российской Федерации по Нагорному Карабаху и сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России;
Олег Владимирович Пахолков – депутат Государственной Думы РФ;
Юрий Людвигович Навоян – президент организации «Русско-Армянское Содружество»;
Владимир Евсеев – заместитель директора Института стран СНГ
Денис Владимирович Дворников – публицист.
Арег Галстян - политолог.
Александр Скаков - политолог.
Андрей Арешев - политолог.
По вопросам получения дополнительной информации обращайтесь по телефону +7 (495) 252-02-90, +7 (985) 250-11-37 или по электронной почте event@aif.ru.
Отчетные материалы:
Фото
СТЕНОГРАММА
В пресс-центре «АиФ» прошел круглый стол «Нагорный Карабах сегодня: взгляд с севера», на котором его участники обсудили роль России в заключении трехстороннего соглашения о прекращения огня в зоне карабахского конфликта в мае 1994 г, ситуацию в регионе Южного Кавказа после четырехдневной войны в апреле 2016 г, последние встречи президентов Армении и Азербайджана в Вене и Санкт-Петербурге и ход мирного урегулирования карабахского вопроса, право народа Нагорного Карабаха на самоопределение. Эксперты сошлись во мнении: достичь согласия в вопросе урегулирования конфликта без участия Степанакерта невозможно.
Круглый стол, инициировал и вел президент организации «Русско-Армянское Содружество» Юрий Навоян.
Главные цитаты мероприятия:
Юрий Навоян, Президент организации «Русско-Армянское Содружество»:
- В последнее время тема Нагорного Карабаха в определенном смысле доминирует в мировой дипломатии и СМИ. Это связано с эскалацией напряженности в зоне конфликта.И Россия, и другие сопредседатели Минской группы ОБСЕ стоят на том, что в этом регионе должны доминировать мир и стабильность. Военные риски необходимо снизить на основании имеющихся договоренностей. Но для этого не хватает адресность заявлений международного сообщества и гарантии того, что Азербайджан не пойдет на новую агрессию.
Владимир Казимиров, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ, руководитель посреднической миссии России, полномочный представитель Президента Российской Федерации по Нагорному Карабаху и сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России в 1992-1996 гг.:
- Карабахский конфликт привлекает постоянное внимание - он достаточно сложен, и каждая сторона имеет свою долю правоты. пытаясь превратить это в нечто цельное. Перемирие, которое было заключено 12 мая 1994 года, оформлялось беспрецедентно. Необычность конфликта в том, что в нем участвуют три стороны. С этим были связаны особенности заключения этого перемирия. Азербайджан не хотел подписывать документы с участием НКР. Крутились и вертелись, как могли. Международные документы подписываются в один день в одном месте. Одна сторона заходит, ставит подпись, выходит. То-же самое делает другая сторона, пояснил дипломат. Такие соглашения подписываются на одном листе. Тут пришлось подписывать три разных бумажки с полностью идентичным текстом, и каждая сторона подписывала отдельно. Но эти сложности никак не умаляют существующих договоренностей. Документы до сих пор не утратили своей действенности. Многие разумные люди, выступая в Баку, пытаются доказать, что договор не может быть бессрочным – они активно этот пункт атакуют. Но в международной практике такое бывает. Документы, в которых не обозначен срок их действия, считаются по умолчанию бессрочными. В данном контексте о подписании Гейдаром Алиевым соглашения от 4 февраля 1995 года «Об укреплении режима прекращения огня», который тоже является бессрочным.
Юрий Навоян, Президент организации «Русско-Армянское Содружество»:
- Огонь был прекращен при посреднических усилиях России в 1994 году, и соглашения, которые были подписаны тремя сторонами, являются бессрочными. Эти документы - единственная юридическая база для продолжения переговоров до заключения мирных соглашений. Армянская сторона делает ставку на переговорах на принцип самоопределения народов. Но при этом, она не отрицает возможности компромисса, но только после определения статуса НКР.
Олег Пахолков, депутат Государственной Думы РФ, член комитета по странам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками:
- По итогам своей поездки в Нагорный Карабах, хочу отметить: более спокойного города, где можно беззаботно прогуливаться, и не переживать за то, что с тобой может случиться что-то плохое, я не видел. С точки зрения безопасности, Карабах, действительно, ушел далеко вперед. Находясь в экономической блокаде, люди смогли сделать из Степанакерта реально красивый город. Вместе с тем, я был поражен той истерии, которая развернулась против НКР в азербайджанских СМИ. Я читал, и удивлялся истерии о том, как все плохо в Нагорном Карабахе. На самом деле, в Карабахе все очень хорошо, если не считать войны и приграничных столкновений. Подобная риторика помогает политикам решать какие-то сиюминутные цели, но ни к чему хорошему в долгосрочной перспективе привести не может. В Азербайджане уже выросло целое поколение людей, в сознании которых армянин – это враг. Это очень опасно. Народу НКР до сих пор никто не дал права проголосовать за то, как он хочет жить. Раз этого права им не дают - все время бряцают оружием. Весь мир с ужасом наблюдал за развитием событий в апреле, которые могли стать началом третьей Мировой войны. Такого развития событий Америка, Европа и Россия не хотят. Необходимо лишить обе стороны права военного решения конфликта, отвести войска, и ввести с согласия обеих сторон голубые каски, как гарант того, что там больше никто не погибнет. Обе стороны должны начать говорить о том, на какие уступки они готовы пойти для достижения согласия. На уступки идти необходимо хот бы на уровне риторики. Если эта война закончится – все станут счастливее.
Владимир Евсеев, заместитель директора Института стран СНГ, военный эксперт:
- Трагические события апреля 2016 года были неизбежны. Начиная с августа 2015 года все шло к войне. В октябре были использованы реактивные системы залпового огня против мирного населения Нагорного Карабаха. К концу года уже были задействованы танки, гаубицы, боевые установки – в конфликте участвовали почти все виды вооружений. Почему это стало возможным? К конфликту подтолкнула Турция. Кроме того, был изменен баланс сил: Азербайджан имел количественное и качественное превосходство. На момент начала конфликта, Азербайджан имел превосходство в бронетехнике, беспилотных летательных аппаратах, артиллерии, боевой авиации, реактивных системах залпового огня, в основном, израильского производства. И на основании этого руководство страны приняло решение о начале военной операции. С одной стороны в операции участвовало четыре – шесть тысяч военных. Это не была разведка боем. Азербайджан планировал масштабную операцию если не с захватом самого Степанакерта, то с выходом на его окраины.Почему Азербайджану не удалось победить, имея количественное и качественное превосходство? Этого не произошло благодаря героизму армянских солдат – срочников. Благодаря их стойкости, конфликт удалось остановить. В противном случае, нам пришлось бы говорить о совершенно иной ситуации в зоне НКР.Вместе с тем, я не вижу на сегодняшний день реальных механизмов для исключения впредь подобных сценариев. Развод войск в зоне конфликта невозможен, так как одна сторона обладает превосходством. Я бы предложил не войска разводить, а отвести тяжелую технику на такое расстояние, которое не позволит обстреливать населенные пункты. Это более реально. Если этого не сделать – повторение конфликта неизбежно.
Кроме того, должен быть запрещен ряд вооружений. Это те вооружения, которые могут привести к массовому поражению мирного населения: реактивные системы залпового огня, тяжелые огнеметные системы. Если этого не сделать, это спровоцирует начало нового конфликта.
Необходим также международный контроль, а именно - приборы, позволяющие определить, откуда ведется огонь, и позволит показать, кто является инициатором конфликта. Но это возможно только при условии наличия взаимного доверия. А его нет, и как эту ситуацию изменить – мне неизвестно.
Россия, как сопредседатель минской группы ОБСЕ, могла бы взять на себя некоторые обязательства. Первое: изменить номенклатуру вооружений с российской стороны. Это будет шагом к урегулированию этого конфликта. Второе: выполнить контракт на поставку оружия Армении. Дисбаланс вооружений должен быть ликвидирован – в противном случае, никто ни о чем договариваться не будет. Миротворцев, по-моему мнению, вводить нельзя -для этого нет условий. Ввод миротворцев рассматривать надо, но только тогда, когда будет достигнут хотя бы минимальный уровень доверия.
Андрей Арешев, политолог:
- Только баланс сил создаст условия для серьезных, конструктивных переговоров.Сейчас Армения предпринимает комплексные усилия по восстановлению нарушенного статус-кво. Во избежание усиления антироссийских настроений в армянском обществе необходимо изменить номенклатуру поставляемых в Азербайджан вооружений. О необходимости четкого соблюдения договоренностей применительно к новым условиям говорил министр Лавров в ходе своего недавнего визита в Ереван.
Александр Скаков, политолог:
- Антироссийские настроения в Армении существуют, но иной силы, способной помочь Армении, кроме России, не было и не будет. Пока динамика событий негативна. Новая война представляется неизбежной.
Денис Дворников, публицист, член Российской ассоциации международного права:
- Арцахцы ошеломили весь мир своей способностью защищать свою землю – моральное преимущество на их стороне. Нужно не просто переживать из-за сложившейся ситуации, а содействовать ее разрешению доступными способами. Мы собираемся открыть в Нагорном Карабахе Международный писательский клуб. С талантливыми ребятами занимаются преподаватели из Москвы. По их мнению, по уровню владения русским языком - ребята уже сейчас готовые абитуриенты для поступления в лучшие филологические факультеты российских вузов.
Арег Галстян, политолог:
- С точки зрения международного права – первая ошибка политологов – позиционировать этот конфликт как армяно-азербайджанский. Таким образом, НКР лишается субъектности. - Это карабахско-азербайджанский конфликт. Второе. Мы говорим о территориальной целостности и самоопределении народов. Но забываем сказать, что территориальная целостность по международному праву, всего лишь принцип, в то время как право на самоопределение – это норма. А норма в международном праве всегда важнее принципа.
Юрий Навоян, Президент организации «Русско-Армянское Содружество»:
- Нельзя допустить повторения апрельских событий. Действия России очень важны для стабилизации ситуации – в обществе есть запрос на более активное русско-армянское взаимодействие. Необходим военный баланс – ведь именно иллюзорное преимущество в силе подтолкнуло Азербайджан к военным действиям. Нужно создать необходимую атмосферу для армяно-азербайджанских переговоров – после этого можно будет приступать к обсуждению содержательных вопрос. Достичь согласия в вопросе урегулирования конфликта без участия Степанакерта невозможно.