Примерное время чтения: 7 минут
87026

Жители Славянска: Ждём от Киева Третью мировую войну

Сюжет Силовая операция на востоке Украины
Анна Ульянова / АиФ

«Разве могли предположить ветераны Славянска, что нам накануне 9 мая Киев устроит Третью мировую войну? — говорит мне председатель организации Совета ветеранов Славянска Леонид Васильчук, показывая город. — У нас же ещё живы герои, гнавшие с Донбасщины фашистов. А теперь их называют «захватчиками и террористами» за то, что они поддерживают «антимайданный» протест. К границам Славянска стягивают войска, стреляют по ни в чём не повинным людям. Дошло до унижений — начали задерживать пенсии, а скоро, говорят, попытаются свет и воду отрубить. Не могут напрямую одолеть народное сопротивление — измором взять попытаются… В Донецк не суются — понятно, что крупный город украинской армии не по зубам. А вот маленький Славянск можно попробовать „придушить“».

Две Елены — две вдовы

Я слушаю Леонида и рассматриваю город. Он вовсе не «полупустой», как чаще всего рассказывают в новостях. Да, здесь объявлено усиление режима чрезвычайного положения, введён комендантский час с полуночи до 6 утра. Но горожане, несмотря на это, отчаянно пытаются жить «максимально нормальной» жизнью: на детских площадках хохочут мамы с детьми, на скамейках целуются парочки, машины уверенно лавируют между… баррикадами. Иллюзия мирной украинской весны, пахнущей сиренью и варениками с вишней, впрочем, быстро разбивается. Едва я встречаюсь взглядом с этой худенькой черноволосой женщиной.

Елена Руденко встречает меня на пороге собственного дома, с трудом сдерживая слёзы. Её мужа, Сергея Руденко, работавшего водителем школьного автобуса, убили в пасхальную ночь, во время уже ставшей печально знаменитой перестрелки возле посёлка Былбасовка. «Он долго лежал убитый на блокпосту, я когда прибежала к нему, обняла — а Серёжа уже холодный… У него не было оружия, он ни на кого не нападал. Просто услышал, что Былбасовке мальчишек молодых много — и побежал их защищать, он детей сильно любит. Вернее, любил. А в украинских новостях его назвали террористом». Террористом назвали и погибшего чуть раньше Андрея Гужву из Мариуполя. Его жена со мной говорить отказалась, едва заслышав, что я журналист. «Вы потом напишете, что он захватчик и провокатор!» — кричала в слезах светловолосая женщина. «У нас поминки не так давно были, не держите на вдову зла, — объяснила, отведя меня в сторону, подруга Елены Гужвы. — Просто её Андрей так страшно и так внезапно погиб. Услышал рёв реактивных самолётов, пошёл вместе с другом посмотреть, что происходит. А около школы № 9 его настигла пуля. Печень разорвало, умер на операционном столе. Кто-то говорит — стреляли солдаты из части, кто-то — что провокаторы какие-то. Но вдове-то это уже не важно. Важно, что у них трое детей осталось». Трое детей осталось и у вдовы Сергея Руденко из Славянска.

29-летний Рубен Аванесян, погибший при перестрелке в Славянске. Фото: АиФ / Анна Ульянова

Как в Советской армии

«Народного мэра» Славянска Вячеслава Пономарёва нахожу в захваченном «новой властью» здании горсовета. Я пытаюсь у него выяснить, откуда в «маленьком, но гордом Славянске» взялась такая мощная военная группировка.

«В Славянске есть парк культуры и отдыха имени Ленина, вы обязательно туда сходите, — рассказывает Пономарёв. — Там у нас памятник воинам-освободителям. Там мы с ребятами — отставными офицерами, действующими милиционерами — начали встречаться и обсуждать события в Киеве. Всё чаще звучала мысль, что фашиствующие молодчики не ограничатся столицей и нужно что-то делать, чтобы противостоять «майданизации». К нам присоединились избитые и обруганные милиционеры из Киева, мы выработали «зеркальный» майданному план. Как в Советской армии, создали координационный совет по типу полка: командир, замкомандира, начштаба, ротные и взводные. Скоординировались с другими городами Донецкой области — и понеслось. К нам постоянно приезжают офицеры со всей Украины, мы помогали со штурмом здания МВД в Краматорске. А что остаётся делать? Мы не позволим, чтобы нам диктовала условия жизни на нашей родной земле кучка фашиствующих олигархов из Киева. Мы хотим соблюдения и уважения прав востока, честной федерализации, «легализации» русского языка. Мы не просимся в состав России, как об этом беспрерывно верещат украинские СМИ. Мы очень любим и уважаем русский народ, но у вас и своих проблем хватает».

Фото: АиФ / Анна Ульянова

«Мы — «трошечки» не Крым!»

«Мы говорим по-русски, уважаем нашу общую русскую историю, очень хотим наладить отношения с вами, в том числе и производственные, — объясняет мне краматорский бизнесмен Игорь Тищенко. — Ведь после того, как отношения Украины и России испортились, большинство предприятий региона сократили число рабочих дней, поскольку львиную долю заказов делали для РФ. Упали зарплаты. А они и так были низкими, 200–300 долларов в среднем. Но мы не пытаемся ничего клянчить у России или просить «присоединить по-быстрому». Вы посмотрите последние опросы — за присоединение к РФ на юго-востоке Украины проголосовало только около 16 % населения. Мы не стремимся быть «бедными родственниками», мы хотим быть уважаемыми друзьями и хорошими соседями и партнёрами с Россией. До «майданного переворота» у нас ведь производство не простаивало: и Славянский завод тяжёлого машиностроения вовсю работал, и «Бетонмаш», он у нас вообще единственный на Украине изготавливает оборудование совместно с европейскими производителями, и мелоизвестковые заводы, и Славянский механический, и Новокраматорский машиностроительный, так что, если нам дадут нормально работать, нам есть чем «дружить» с Россией.

Фото: АиФ / Анна Ульянова

И ещё важный момент. Одно дело — присоединить к России Крым, он никогда не был украинским ни по духу, ни по сути. Но мы тут, на востоке — всё-таки «что-то трошечки другое». Хотя вы, наверное, будете удивлены совпадению, но Славянск, вокруг которого после Крыма развернулись самые горячие события на Украине, тоже курорт! В нём расположены уникальные солёные озёра карстового происхождения, лечат всё — от гастрита до менингита…»

Автоматчики вместо свинок

В мае 1887 года Чехов писал о Славянске: «Этот город — нечто вроде гоголевского Миргорода: есть парикмахерская и часовой мастер, стало быть, можно рассчитывать, что лет через 1000 в Славянске будет и телефон. На стенах и заборах развешаны афиши зверинца, под заборами репейник, на пыльных и зелёных улицах гуляют свинки, коровки и прочая домашняя тварь». Увы , в апреле 2014 года по всё тем же зелёным и пыльным улочкам разгуливают вместо свинок и коровок люди с автоматами…

Оцените материал
Оставить комментарий (33)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах