Замглавы госсекретаря США Роуз Готмюллер пообещала Украине будущее «страны-изгоя», проведя аналогию с Северной Кореей и Ираном, если она будет стараться получить статус ядерной державы. Ситуацию вокруг Киева и Вашингтона АиФ.ru прокомментировал главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
Наталья Кожина, АиФ.ru: Игорь Юрьевич, на сегодняшний день у Украины есть возможность получить статус ядерной державы?
Игорь Коротченко: Здесь вопрос разбивается на две части. Первое — создание собственно ядерного заряда, проведение его испытаний, и второе — средство доставки. Либо, как вариант, использование «грязной» атомной бомбы, когда боеголовка начиняется высокоактивными радиоактивными отходами, и, соответственно, это приводит к радиоактивному заражению местности.
Что касается первого варианта — создания полноценного ядерного устройства, Украина обладает соответствующими технологиями, реализация — это только вопрос времени и финансов. Лет через восемь они, наверное, смогут сделать опытный образец ядерного заряда. Если говорить о «грязной» атомной бомбе, Киев может сделать это уже прямо сейчас — на территории Украины есть АЭС, они в принципе вырабатывают определённое количество радиоактивных материалов, которые могут использоваться в подобного рода оружии, т. е. это будет не полноценный ядерный взрыв, а радиоактивное заражение местности.
Что касается средств доставки, то Украина может сделать оперативно-тактическую ракету, есть технологии на «Южмаше», который выпускал советские тяжёлые баллистические ракеты «Сатана». Конечно, из-за разрыва кооперации с Россией сделать полноценно межконтинентальную баллистическую ракету они не смогут, но оперативно-тактическую смогут. Это будет вполне достаточно, например, для нанесения потенциального удара по российской территории.
— Значит, потенциал у Украины всё же есть, и Госдепартамент США не зря беспокоится?
— Конечно, Америка не заинтересована в том, чтобы Украина стала ядерной державой. Режим там абсолютно непредсказуем, отсутствует элементарный контроль над тем, как это оружие будет использоваться, т. е. это будет даже хуже, чем Северная Корея, потому что в Северной Корее при всех её издержках есть жесткая централизованная вертикаль власти. Там невозможны несанкционированные действия или хищения ядерных зарядов. Это жёсткий вариант режима, который контролирует и ракеты, и ядерные взрывные устройства. Для Северной Кореи главное — чтобы её не трогали. Что касается Украины, если в её руках окажется ядерный заряд и средство доставки, то это европейское Сомали способно на самые безумные поступки. Конечно, американцы будут делать всё, чтобы не допустить Украину в ядерный клуб.
— Что конкретно может сделать Америка?
— Пока прозвучала угроза, но не в интересах США и тем более не в интересах Европы, чтобы Украина стала ядерной державой, поэтому думаю, что будет оказано определённое политическое давление, чтобы не допустить начала работ в тактическом плане в данном направлении. А вот что касается просто оперативно-тактических ракет, то здесь, я думаю, Вашингтон сможет занять позицию, при которой он будет мягко журить Киев, но не препятствовать. Украина сможет за несколько лет испытать и поставить на боевое дежурство оперативно-тактический ракетный комплекс, либо с обычной боеголовкой, либо она может начинить её чем-нибудь. Кстати, на территории Украины есть биологические лаборатории, которые содержат штаммы особо опасных вирусных инфекций, не исключено, что они могут сделать биологическое оружие. С таким режимом, который действует в Киеве, возможно всё, что угодно, он менее предсказуем, чем режим Северной Кореи. Поэтому американцы устами Роуз Готмюллер предупредили, что нежелательно вести публичные дискуссии и тем более работы в данном направлении.