Кто такой Кантемир Балагов, чей фильм получил награду в Каннах?
Фильм «Теснота» российского режиссера Кантемира Балагова, представленный на 70-м Каннском кинофестивале в программе «Особый взгляд»*, получил приз Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI).
«Спасибо, что позволили этой истории дотронуться до вас, что не отвернулись от этого. Очень надеюсь, что эта награда повлияет на создание кинематографа на Северном Кавказе», — заявил Балагов на церемонии.
Кантемир Балагов — дебютант «Каннского кинофестиваля». Он родился в 1991 году в Нальчике, Кабардино-Балкария.
Окончил Кабардино-Балкарский университет по курсу творческой мастерской Александра Сокурова. Во время обучения снял несколько игровых и документальных фильмов.
Первой курсовой работой Балагова стала картина «Первый я», герой которой решает перейти в ислам, но встречает на этом пути препятствие в лице собственной матери. «На Северном Кавказе накаленная ситуация. После того как исламские боевики в 2005 году атаковали Нальчик, отношение к исламу в городе резко негативное, и родители категорически против того, чтобы дети принимали ислам и молились. У меня такая же ситуация в семье была», — пояснил режиссер.
Его дипломный фильм «Молодой ещё» рассказывает про отношения глухонемой девушки и парня и про проблемы, с которыми они сталкиваются из-за недуга героини. Документальный фильм «Андрюха» — это история о мальчике, который страдает шизофренией и добывает на рынке деньги, являясь для всей своей семьи единственным кормильцем.
О чем фильм «Теснота»?
«Теснота» — дебютная полнометражная картина Кантермира Балагова. Автор сценария Антон Яруш, оператор Артем Емельянов и звукооператор Андрей Никитин также дебютанты в большом кино. Художественным руководителем проекта выступил Александр Сокуров. Роли исполнили Дарья Жовнер, Ольга Драгунова, Артем Цыпин, Вениамин Кац, Назир Жуков.
Действие в картине «Теснота» происходит в 1998 году в Нальчике, в Кабардино-Балкарии. Фильм повествует о жизни местной еврейской семьи. По словам Балагова, в основу фильма легла история, которую он слышал от отца, а затем от очевидцев. В центре сюжета похищение младшего сына и его невесты местными бандитами с целью получить большой выкуп. Семье приходится продать бизнес и обратиться за помощью к еврейской диаспоре.
«Тема очень важна для многонационального Северного Кавказа, но совершенно не отрефлексирована в кино, — считает Балагов. — Мы попытались показать жизнь еврейской диаспоры в Нальчике, показать разность менталитетов — русского, кавказского, еврейского».
Объясняя выбранное для фильма название, режиссер говорит: теснота, с одной стороны, «когда ты заполнен собой, когда в душе не хватает места для другого человека». С другой стороны, теснота — это «чрезмерная близость: в семье, на одном пятачке земли ты повсюду натыкаешься на других людей с их мнением, правилами, законами, тебе не хватает воздуха, свободы».
«Я старался сделать так, чтобы у зрителя абсолютно все вызывало это ощущение тесноты: свет, звук, монтаж, чтобы внутри кадра было тесно», — рассказал Балагов.
*«Особый взгляд» — вторая по значимости после основного конкурса программа Каннского кинофестиваля. Проводится с 1978 года. Председателем является актриса Ума Турман. Фильм-призёр программы получает поддержку во французском прокате. В 2011 году специальную премию «Особого взгляда» получила «Елена» российского режиссера Андрея Звягинцева.