Но есть на свете дачники, которые имеют возможность уехать не только от «шума городского», но и от современной жизни вообще. Погрузиться в другую эпоху почти в самом прямом смысле. Именно такая дача находится на юге Франции, в Пиренеях, недалеко от города Родез.
Там, высоко в горах, во французском местечке Гран Кум затерялся построенный еще в XVI веке маленький замок, который принадлежит семье Бюксдорф, – достался он им по наследству. Сюда супруги Жан-Жак и Мари-Клод выезжают при наступлении весеннего тепла – точно так же, как наши соотечественники на свои дачи. Друг семьи Ирина Калугина побывала там и поделилась с нами своими впечатлениями.
Только для лета
Жить в замке можно только в комфортное время года, потому что перенести зиму в этом помещении совсем непросто – ведь никакого современного отопления там нет и в помине. Лишь два старинных камина слабо противостоят горным ветрам, которые частенько достигают такой силы, что обрывают электрические провода. Зато эти камины (высотой в человеческий рост) поддерживают в замке атмосферу настоящего Средневековья. Когда в непогоду придвигаешься поближе к огню, а замысловатые тени падают на темные стены и где-то под сумеречными сводами то и дело проносятся летучие мыши, то так и кажется, что рядом сидят прежние обитатели этого дома в старинных одеждах, а в самом огромном очаге вот-вот закрутится на вертеле увесистая туша кабана, которые водились здесь в изобилии в былые времена.
Дом с той поры сохранился практически в неизменном виде: каменные полы, узкие винтовые лестницы, тяжелые старинные ванны на ножках, стены покрыты потемневшей от времени штукатуркой, а окна закованы резными решетками. На кухне нет и намека не то что на современное оборудование, но даже на газовую или электроплиту – вся еда готовится на огромной старинной плите, которую каждое утро надо растапливать дровами, отчего вся еда приобретает особый привкус и аромат. В доме нет телевизора: вообще-то его сюда привозили, да не прижился «голубой экран» в здешнем укладе – даже дети, дома не отходящие от ТВ, здесь его вовсе не замечали. Зато радио все слушают очень охотно.
Еще одна из немногих уступок цивилизации – бассейн на крыше одной из башен замка. Поскольку рядом нет ни речушки, ни озерца, то этот «водоем» в жару приходится весьма кстати. И к тому же с высоты башни открывается потрясающий горный пейзаж. А как приятно после купания спуститься по винтовой лестнице в прохладный сад!
Ландшафтный дизайн
Привычного нам огорода в замке нет, хозяева не выращивают даже обычные укроп-петрушку. Если к столу потребуется зелень, то всегда можно спуститься вниз по склону за фруктовый сад и нарвать там дикорастущего мелколистного салата. Нет в саду и клумб с декоративными растениями – тем не менее он утопает в многоцветии. Все очень просто: бесчисленные цветы «живут» в горшках и кадках разных форм и размеров, которые постоянно передвигают в зависимости от настроения и ситуации, каждый раз создавая в саду все новые композиции. Точно так же поступают с разнообразными скамейками, разбросанными по всей зоне отдыха. А еще в саду имеется особый укромный уголок – так называемый «маленький прудик». Хотя это вовсе не прудик, а вкопанная в землю огромная древняя каменная чаша диаметром чуть ли не в два метра. Для чего она служила в старину, неизвестно, хотя есть предположение, что во времена войн и осад замков именно из таких чаш поливали кипящей смолой недругов, проворно карабкающихся на стены. В наши дни орудие самообороны переквалифицировалось в мирный домашний водоем, из которого на вас ожидающе поглядывают шустрые декоративные рыбки, привыкшие к тому, что люди не приходят к ним с пустыми руками.
Сад своими руками
Если не считать нескольких яблонь и слив, в саду преобладают абрикосовые и маслинные деревья. Выращивать их не представляет особого труда, и находятся они в основном на попечении хозяйки. Зато гостя в этом доме непременно угостят свежими абрикосами и оливками, лично засоленными Мари-Клод по каким-то старинным «фирменным» рецептам и совершенно непохожими на магазинные. Домашние оливки получаются на любой вкус: соленые и острые, нежные и мягкие, маслянистые с каким-то совершенно дивным привкусом. Их едят просто так и добавляют буквально во все блюда. Каждый гость непременно получит с собой баночку соленых маслин или же абрикосового джема, тоже весьма любимого всеми обитателями.
Прямо за садом, на склоне горы, начинается виноградник – вотчина и предмет особой гордости хозяина. В отличие от деревьев, растущих в саду, эта капризная культура требует пристального внимания и особенно тщательного ухода, поэтому проводить там приходится довольно много времени. Здесь Жан-Жак выращивает сразу несколько сортов: сладкий, буквально медовый на вкус – на еду, и более терпкий – для домашнего вина, которое он делает собственноручно. Точнее, «собственноножно», потому что давит виноград самым что ни на есть древнейшим способом – топчет ногами в чане, не прибегая ни к каким новейшим приспособлениям. Да и весь остальной винодельческий процесс тоже проходит дедовскими способами. Хотя в таинство виноделия хозяин никого особо не посвящает, но всегда рад показать гостям свою виноградную плантацию – более того, посещение виноградника почти всегда является непременной «экскурсионной составляющей».
Правда, виноградарство в этой местности сопряжено с некоторым риском для здоровья. Дело в том, что на лето туда сползается большое количество гадюк, привлеченных виноградными улитками (для них это место, видимо, тоже своеобразный дачный рай). Поэтому появляться там без резиновых сапог категорически запрещено – даже для гостей, возжелавших осмотреть виноградник, предусмотрено необходимое количество этой обуви. Но и в ней надо вести себя аккуратно, потому что неизвестно, на что способен отдыхающий после трапезы ползучий гад, если наступить ему на любимую мозоль. Впрочем, до сих пор еще ни одного случая открытого конфликта не наблюдалось – все стороны соблюдают нейтралитет. Хотя иногда самые любопытные особи даже навещают территорию замка, но и там они ведут себя спокойно, не нарушая давно установившегося перемирия. Вот в таких заботах и хлопотах и протекает дачная жизнь в старом замке.
Когда же в свои права вступает осень, а все приготовления к отъезду завершены – урожай собран и упакован в коробки, закатан в банки и залит в бутылки, рыбки из пруда переселены в переносной аквариум – то старый дом погружается в сонную дремоту. Нарушают его покой только свист ветра да шум ливней. Может быть, под эти звуки вспоминается замку грозное Средневековье, но он все равно будет долго и терпеливо ждать новой весны, следующего дачного сезона.