21 января 1941 года родился один из самых известных теноров современности. Пласидо Доминго называют «королём оперы», «человеком эпохи Возрождения в музыке» и «величайшим оперным артистом современности». За свою более чем полувековую карьеру Доминго вышел на сцену около четырёх тысяч раз в 145 партиях — количество, не превзойдённое ни одним другим известным оперным певцом в истории, — а также продирижировал 500 представлениями.
Талантливый наследник
«Король оперы» родился в 1941 году в Мадриде в семье певцов. Его мать Пепита Эмбиль и отец Пласидо Доминго Ферер были известными исполнителями в жанре сарсуэлы (так называется в Испании комедия с пением, танцами и разговорными диалогами). С раннего детства знаменитый тенор попал в мир музыки, но, как у всех испанских мальчишек, у него были другие мечты — стать вратарём или тореадором. «Я страстно любил футбол и почти каждый день участвовал в двух матчах, — вспоминал Доминго. — А когда мне было 14 лет, я пошёл с приятелем на небольшую тренировочную арену — попробовать свои силы в корриде. Бычок, с которым я должен был сразиться, ростом был не больше взрослого дога, но, когда он погнался за мной и повалил на землю — я решил стать вратарём». Однако вместо футбола Доминго обучался дирижированию и фортепиано, а затем увлёкся пением. Впервые как певец Доминго дебютировал в 16-летнем возрасте в труппе своих родителей, а на оперную сцену знаменитый тенор вышел в качестве баритона всего в девятнадцать лет.
Его первой оперной ролью стал Борса в «Риголетто». В этой постановке в заглавной партии выступал Корнелл Макнейл, Флавиано Лабо пел Герцога, а Эрнестина Гарфиас — Джильду. О своём дебюте Доминго вспоминал: «Это был волнующий день. Мои родители как владельцы собственного театрального дела снабдили меня великолепным нарядом. Лабо удивлялся, как это начинающему тенору удалось раздобыть такой красивый костюм. Несколько месяцев спустя я выступил в более значительной партии — пел капеллана в мексиканской премьере оперы Пуленка „Диалоги кармелиток“».
В 1961 году Доминго дебютировал в США, начиная более чем полувековую историю покорения Америки своими коронными оперными партиями, а далее за стремительной карьерой и музыкальными победами Доминго сложно уследить. Число оперных партий, вошедших в его постоянный репертуар, превысило восемь десятков, он сотрудничал со всеми крупнейшими дирижёрами современности и со многими кинорежиссёрами, экранизировавшими оперы с его участием, — Франко Дзеффирелли, Франческо Рози, Джозефом Шлезинджером. С 1972 года маэстро систематически выступает и как дирижёр. В восемнадцатый раз открыв сезон в «Метрополитен-опера», Пласидо Доминго побил рекорд самого Энрико Карузо. А телетрансляцию оперы «Тоска», поставленной среди античных декораций Рима, увидели более миллиарда зрителей в 117 странах. Не менее внушительная аудитория слушала Доминго, когда он вместе с оперной певицей Сонг Суи исполнил песню на китайском языке на церемонии закрытия Олимпийских игр – 2008 в Пекине. Многочисленные альбомы певца, проданные более чем миллионным тиражом, стали золотыми и платиновыми и принесли маэстро 11 «Грэмми» — самую престижную музыкальную награду мира, получить которую выдающиеся исполнители мечтают хоть однажды.
Отелло-семьянин
Труднейшую роль итальянского репертуара — партию Отелло — певец сделал своей лучшей сценической работой. Однако по характеру «король оперы» ничем не напоминает своих экспрессивных романтических героев. Он добродушен и уравновешен, никогда не теряет рассудительности и чувства реальности. Несмотря на сумасшедшую славу и море поклонниц, остаётся верен своей семье.
Впервые Доминго связал себя узами брака, когда ему было всего 16 лет. Он влюбился в молодую мексиканскую пианистку Ану Марию Геррой, которая была на 2 года старше маэcтро. «С этой девочкой, я думал, у меня настоящая любовь. Но надолго нас не хватило. Второй раз я женился, когда мне был 21 год». С Мартой Орнелас знаменитого тенора тоже свела музыка. Супруги познакомились во время учёбы в консерватории в Мехико и до сих пор вместе. Доминго признавался, что добивался руки и сердца Марты, распевая серенады под окном. В результате одна из ведущих вокалисток Мексиканской национальной оперы была покорена и до сих пор остаётся прекрасной женой — понимает все сложности, связанные с чрезмерной загруженностью мужа, и никогда не ревнует его к славе.
Оперный долгожитель
В 2002 году Доминго публично назвал срок, в течение которого продолжит выступать. «Мне 61 год, и моя оперная карьера продлится ещё 4–5 лет, потому что опера очень требовательна». Но прошло 14 лет, а «король оперы» до сих пор стоит на сцене, срывая долгие овации. Однажды в Вене после своего выступления Доминго выходил на поклон 83 раза, аплодисменты длились полтора часа. Всего один раз тенор был вынужден прервать своё выступление. Это было в конце 2001 года, когда он исполнял роль Отелло в одноимённой опере Верди в миланском театре «Ла Скала», причиной недомогания артиста стало резкое понижение артериального давления и, как следствие, мгновенная потеря голоса. В середине арии Доминго внезапно остановился и сказал по-итальянски: «Простите, но я не могу продолжать», — после чего ушёл со сцены. Через тридцать минут, в течение которых ни один человек не ушёл из зала, тенор вернулся и пел до окончания спектакля, после чего ему устроили долгие овации.
Несмотря на свой уважаемый возраст, Доминго в прекрасной форме. «Есть мнение, что музыкант молодеет с годами. У меня та же страсть к пению, что и в начале карьеры. Мне повезло, что я вырос в театре и видел, как мои родители давали по пять представлений в неделю. Их пример показал мне, чего избегать. Что и как нужно делать, чтобы вокально не изнашиваться», — делился с московскими журналистами Доминго, начиная свой юбилейный тур в России в январе 2016 года. А по поводу своего почтенного возраста шутил: «75 лет — это всего три раза по 25».