«Я уже замечаю в глазах некоторую тревогу, а в интонации — некоторую истерику у тех, кто говорит, что всё у нас в стране улучшается». Артист и режиссёр Сергей Юрский рассказал «АиФ», что его тревожило в жизни страны.
Ольга Шаблинская, «АиФ»: Сергей Юрьевич, сегодня только и говорят, что о борьбе с коррупцией. Но при этом в новостях регулярно звучит: очередной губернатор проворовался, такой-то госчиновник, призывающий любить Родину, вывел миллионы за рубеж, а дети его и подавно учатся уже много лет там...
Сергей Юрский: Ложь как способ жизни. Двойственное существование: притворство для окружающих, совершенно другое лицо для вышестоящих и абсолютное отсутствие лица и внимания к нижестоящим. Человек призывает: «Надо строго карать», а ему: «Слушайте, вы же сами всё это делаете». — «Я ж не про себя! Я говорю: надо строго, надо наказывать». — «Так слушайте, вас же самих надо наказать!» — «Вот же, при чём тут я! Я говорю «надо строго».
Досье
Сергей Юрский. Родился в 1935 г. в Ленинграде. Народный артист РСФСР.
Сыграл в к/ф «Республика ШКИД», «Золотой телёнок», «Фурцева» и др. Режиссёр спектаклей «Предбанник», «Провокация», «Вечерний звон. Ужин у товарища Сталина», «Полёты с ангелом». Жена - актриса Наталья Тенякова.
Сдвинулась ось земная, и сдвинулась рукотворно. Произошёл какой-то психологический дефект...
— А может, критический взгляд на себя вообще не свойствен властям предержащим?
— У меня тревожное чувство, что люди, которые взялись нести ответственность перед миллионами граждан, не подготовлены к такой деятельности...
Пришло время, все мы наказаны за ошибки и соблазны, на которые поддались.
— А за чьи ошибки мы платим, Сергей Юрьевич?
— По-христиански, я думаю, прежде всего нужно говорить о своих ошибках. Легче всего думать о чужих и указывать: «Вот он виноват». Если тебе сейчас не хватает свободы, равенства, братства, значит, в своё время от этих понятий ты сам отказывался ради чего-то другого... Ну так вспомните, где вы, люди, прокололись в вашем поведении, в вашей продажности, в вашем подхалимстве власти, в вашем приятии чего угодно... Мне вообще кажутся странными сегодняшние глухота и слепота. Лучше недослышать, лучше недовидеть...
— Может, люди за все эти годы просто разуверились, что от них что-то зависит?
— Иногда они думали, что от них зависит слишком много... Я помню эти сто, двести тысяч, даже до полумиллиона людей на Манежной площади в 90-91-й годы. На эти собрания никто не призывал и, тем более, на автобусах не привозил. А люди сходились, думая, что от них зависит всё... Потом пришло разочарование и сейчас, на мой взгляд, дошло до нижней точки, когда действительно много фактов доказывают «Ну хорошо, ну я скажу, и что?» Да и потом, кому скажу?.. Соседу? Я точно знаю, что эти связи уже потеряны, он не поймёт, о чё я говорю. Или возмутится: «Ты не патриот».
— Кстати, а как вы считаете, патриотизм можно «вырастить»? Сейчас в школах вводится целая программа патриотического воспитания...
— Любовь к Родине, как и всякая любовь — сложнейшее и естественное чувство. Что будет, если мать или отец будут очень много заниматься тем, чтобы воспитывать любовь к себе детей? И спрашивать всё время вечером: «Дай я тебя поцелую, а ты меня любишь?» Ну, месяц ребёнок выдержит, потом начнет отворачиваться: «Я ж тебе говорил вчера уже». — «Нет, ну ты меня любишь?» Ребёнок на это тоже задаёт вопрос: «А ты мне обещал медведя купить, помнишь?». — «Куплю медведя, а ты меня любишь?» Если это затягивается, то отношения могут испортиться. Поэтому детям страны нужно создавать те манки, которые бы вызвали любовь, а не давать приказания...
Подкрутили гайки
— В вашем спектакле «Предбанник» есть восхитительная по актуальности фраза: «Что-то я не могу поймать мгновение: на сегодняшний день мы на коне или в полной жо...?» На фоне дикого падения рубля и обнищания населения мы регулярно слышим от наших министров: «У нас улучшилось это, повысилось то».
— К радости своей, я уже замечаю в глазах некоторую тревогу, а в интонации — некоторую истерику у тех, кто говорит, что всё у нас в стране улучшается. Они же тоже живут на этой земле, значит, не могут не замечать вот этого расхождения между словами и действительностью. Сегодня оно достигло размеров, которых я не видел даже в период сталинизма... Тогда были некоторые обоснования, люди ещё не знали, как пережить такую войну. И говорили: «Ну так была война, чего же вы хотите? У кого ещё была такая война?» У нас действительно были чудовищные последствия, разруха. А сейчас обоснований гораздо меньше...
— А как же все эти козни Запада, который пытается нас ослабить?
— Да, они всё время с утра встают и говорят: «Что, наш сын Джон позавтракал?» — «Да хрен с ним, с Джоном и с завтраком, Россию бы ослабить!» Так, по-вашему, думает каждый англичанин? Не так. Он думает про Джона и про завтрак. Наша идея, чтобы ничего не иметь с общего с зарубежьем, ложная идея... Она выражается сейчас либо в ксенофобии, либо в вещах, которым мы ещё не можем найти названия. Переселение народов несомненно, касается и нас, мир всё-таки дышит одним воздухом. Но мы при этом очень злорадствуем: «А-а-а, нарвалась Европа!» Не понимая, что мы часть Европы и что беда — она как рак, она распространяется... Всё это меня крайне удивляет, делает мрачным.
— А многие ваши коллеги говорят: «США и Европа на нас ополчились, потому что мы начали вставать с колен, возрождаться как нация».
— Я давно живу. Никогда Россия не стояла на коленях. Поэтому идея о «вставании» для меня звучит странно...
А от кого мы были зависимы? Мы покупали то, что лучше. Раньше это называлось социалистическим соревнованием: награждали тех, кто лучше и больше работает. В обществе капиталистическом это зовётся конкуренцией: кто ведёт дела умнее, результативнее, тот выигрывает. Поэтому давайте сейчас говорить не о том, что сыр стал хуже, а о беде с лекарствами. Заявляется: «Не надо нам этих иностранных лекарств». Да, но эти лекарства у нас оказались не потому, что мы любили всё заграничное, а потому, что там многие десятилетия занимались фармацевтикой и достигли результатов.
Про импортозамещение я вам напомню анекдот 80-х годов. Советский человек (блатной, естественно) купил «Мерседес». Поездил несколько дней с шофёром, и автомобиль «скис». Владельцу говорят: «Звоните на фирму, в Германию». Там всполошились, приехал человек в белых перчатках. Всё осмотрел. «А вы что-нибудь трогали?» — «Ничего мы не трогали, шофёр просто посмотрел и подкрутил гайки, как всегда». И тот отвечает: «Это "Мерседес", не хера там что-то подкручивать». Так вот импортозамещение — это подкручивание гаек...
Медицина стала корыстной, это одно из самых страшных явлений. Также сгнило образование. Или подгнило. Это не значит, что в России врачи все плохие или учителя все плохие — нет, этого быть не может. Но надо признать, что повышение образованности, умности общества есть главнейшая цель, на неё должно быть брошено всё.
— Признаюсь честно: смотрела в Театре Моссовета ваш спектакль «Полёты с ангелом» о художнике Марке Шагале и вместе со всем залом плакала... Это же как нужно актёру душевно потратиться, чтобы вызвать такую реакцию...
— Сцена, когда она осмыслена, целительна. У меня очень болит нога сейчас, но в «Полётах» мне нужно танцевать, двигаться, превращаться в человека молодого в воспоминаниях. На время спектакля, это знают все актёры, перестаёт болеть живот, исчезает насморк, боль, рана, язва, которую сейчас ношу, забывается. Спектакль о Шагале — самый новый из моих. Это конкретный характер, живой человек с совершенно необычной судьбой. Он прожил весь ХХ век, испытал все его ужасы — голод, ксенофобию, изгнание, непризнание. При этом успел в жизни (которая была долгой — 98 лет) достичь абсолютного благополучия и полного признания. Я увидел этот спектакль как покаяние. Осознание своей вины перед матерью. Перед любовью своей — женой первой, которая умерла. Эти слова последние в пьесе: «Прости меня, Господи, за то, что я сумел пережить свою любовь. Нельзя пережить свою любовь, любовь должна быть одна». И перед Богом он кается за свои картины, вдруг начинает понимать, что перешёл какую-то грань, которой не надо было переходить... Так что мы с вами снова возвращаемся и к теме покаяния, и к теме собственных ошибок... Хотя там и смешного достаточно. Жизнь ведь ещё и смешна, когда на неё глядишь с высоты возраста...
Ближайшие спектакли «Полеты с ангелом» пройдут в Театре имени Моссовета 9 февраля и 14 марта. Я очень благодаренгенеральному директору и генеральному продюсеру Международного Театрального Агентства «Арт-Партнер ХХI» Леониду Роберману за то, что он пошёл на риск, когда я затеял это дело. Не рискнул ни один театр и ни один продюсер. А сам я решительно отказался от попытки заниматься продюсированием. Я сказал: «Кто пойдет со мной? Сделаю всё по части художественной, готов понести убытки, ущерб, переутомление, что угодно, но пальцем не коснусь организации этого дела». И пришел только один человек — это был Роберман. За что ему огромное спасибо...
Неповторимый Сергей Юрский. Творческий путь легендарного актера
В 1955 году, после 3-го курса юрфака, Юрский поступил на актерский факультет Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского (курс Леонида Макарьева). Уже после окончания 2-го курса, в 1957 году, Сергей Юрский был приглашён в Большой драматический театр им. М. Горького.«Человек ниоткуда». 1961 год.
В 1957 году, еще будучи студентом, Сергей Юрский был принят в ленинградский Большой драматический театр (БДТ), ныне носящий имя режиссера Георгия Товстоногова, где сыграл роль Олега в спектакле «В поисках радости» по пьесе Виктора Розова. Затем последовала роль шалопая Пино в спектакле «Синьор Марио пишет комедию», где Юрский зарекомендовал себя как актер эксцентрического стиля, острой формы. В БДТ он играл Чацкого в «Горе от ума» (1962) Александра Грибоедова, Дживола в «Карьере Артуро Уи» (1963), Тузенбаха в «Трех сестрах» (1965) Антона Чехова… «Черная чайка». 1962 год.
Театральным событием на сцене БДТ в те годы стали спектакли «Мольер» по пьесе Михаила Булгакова и «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой, в которых Сергей Юрский выступил не только исполнителем главной роли, но и режиссером.«Кюхля». 1963 год.
На сцене МХАТ имени А.П. Чехова им были сыграны роли Фоглера в постановке «После репетиции» Ингмара Бергмана, Жевакин в «Женитьбе» Николая Гоголя, Ярослава Квапила в «Нули» Павла Когута.«Золотой телёнок». 1968 год.
В театре «Школа современной пьесы» он выступил постановщиком и актером в спектаклях «Стулья» Ионеско, «Провокация» Вацетиса и «Вечерний звон. Ужин у товарища Сталина» по пьесе Иона Друцэ.«Расмус-бродяга». 1978 год.
В 1992 году Юрский организовал в Москве «АРТель АРТистов Сергея Юрского» и поставил спектакль «Игроки-XXI» по пьесе Николая Гоголя «Игроки», где сыграл Глова.«Маленькие трагедии». 1979 год.
На сценах зарубежных театров актер участвовал в постановках театра Bobigny в Париже в спектакле «Дибук» (Азриель), Национального театра в Брюсселе в Бельгии в спектакле «Незрелые любовники» (Барон Казу). Как режиссер он работал в японском театре «Хаюдза» в Токио, где в 1986 году осуществил постановку спектакля «Любовь» по Алешину, и в 1998 году постановку спектакля «Боркман» по Генрику Ибсену.«Место встречи изменить нельзя». 1979 год.
В мае 2013 года Юрский поставил спектакль-фантазию «Полеты с ангелом» о художнике Марке Шагале, где сыграл пять ролей. Постановка — совместный проект театра им. Ермоловой и театрального агентства «Арт-Партнер ХХI». Спектакль стал лауреатом премии «Звезда Театрала-2013».«Не бойся, я с тобой». 1981 год.
Дебютом Сергея Юрского в кино стал фильм «Повесть о молодоженах», снятый в 1959 году. Известным его сделала главная роль Чудака в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» (1961). Затем были роли в картинах «Крепостная актриса» (1963), «Время, вперед!» (1965), «Республика ШКИД» (1966), «Золотой теленок» (1968), «Интервенция» (1968), «Король-олень» (1969), «Сломанная подкова» (1973), «Расмус-бродяга» (1978) и др.«Ищите женщину». 1982 год.
Творческой удачей стала для актера драматическая роль Груздева в телесериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979). С глубоким проникновением в пушкинский текст сыграл он Импровизатора в «Маленьких трагедиях» Александра Пушкина, снятых режиссером Михаилом Швейцером (1980).«Выигрыш одинокого коммерсанта». 1984 год.
В 1980-1990-х годах среди интересных ролей Юрского в кино можно отметить роли мэтра Роше в телефильме «Ищите женщину» (1982), дяди Мити в картине «Любовь и голуби» (1984), Экстрасенса в одноименном фильме (1992), мэтра Рене в сериале «Королева Марго» (1996).«Сказки старого волшебника». 1984 год.
В 1990 году он снял художественный фильм «Чернов/Chernov» по собственной повести, где сыграл одну из ролей. На телевидении Юрский поставил фильмы «Фиеста» (1976), «Младенцы в джунглях» (1975), «По поводу лысой певицы» (2009).«Любовь и голуби». 1984 год.
Сергей Юрский был одним из лучших чтецов. В его репертуаре 15 литературных программ по произведениям классических и современных авторов. Первые программы он начал создавать еще в 1960-е годы, читая на литературных концертах произведения Пушкина, Гоголя, Бабеля, Пастернака и других литераторов. «Звездочёт». 1986 год.
Перу Юрского принадлежат книги «Кто держит паузу», «В безвременье», «Узнавание», «Сюр», «Жест», «Содержимое ящика», «Театр Игоря Вацетиса», «Игра в жизнь», «Эжен Ионеско в переводах Сергея Юрского». Сергей Юрский — народный артист РСФСР (1987). Был награжден орденами Почета (1995), «За заслуги перед Отечеством» IV (2005) и III степеней (2010), медалью Пушкина. Лауреат Премии президента РФ в области литературы и искусства (2002), Премии правительства РФ 2010 года в области культуры.«Королева Марго». 1996 год.
Неповторимый Сергей Юрский. Творческий путь легендарного актера
В 1955 году, после 3-го курса юрфака, Юрский поступил на актерский факультет Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского (курс Леонида Макарьева). Уже после окончания 2-го курса, в 1957 году, Сергей Юрский был приглашён в Большой драматический театр им. М. Горького.«Человек ниоткуда». 1961 год.
В 1957 году, еще будучи студентом, Сергей Юрский был принят в ленинградский Большой драматический театр (БДТ), ныне носящий имя режиссера Георгия Товстоногова, где сыграл роль Олега в спектакле «В поисках радости» по пьесе Виктора Розова. Затем последовала роль шалопая Пино в спектакле «Синьор Марио пишет комедию», где Юрский зарекомендовал себя как актер эксцентрического стиля, острой формы. В БДТ он играл Чацкого в «Горе от ума» (1962) Александра Грибоедова, Дживола в «Карьере Артуро Уи» (1963), Тузенбаха в «Трех сестрах» (1965) Антона Чехова… «Черная чайка». 1962 год.
Театральным событием на сцене БДТ в те годы стали спектакли «Мольер» по пьесе Михаила Булгакова и «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой, в которых Сергей Юрский выступил не только исполнителем главной роли, но и режиссером.«Кюхля». 1963 год.
На сцене МХАТ имени А.П. Чехова им были сыграны роли Фоглера в постановке «После репетиции» Ингмара Бергмана, Жевакин в «Женитьбе» Николая Гоголя, Ярослава Квапила в «Нули» Павла Когута.«Золотой телёнок». 1968 год.
В театре «Школа современной пьесы» он выступил постановщиком и актером в спектаклях «Стулья» Ионеско, «Провокация» Вацетиса и «Вечерний звон. Ужин у товарища Сталина» по пьесе Иона Друцэ.«Расмус-бродяга». 1978 год.
В 1992 году Юрский организовал в Москве «АРТель АРТистов Сергея Юрского» и поставил спектакль «Игроки-XXI» по пьесе Николая Гоголя «Игроки», где сыграл Глова.«Маленькие трагедии». 1979 год.
На сценах зарубежных театров актер участвовал в постановках театра Bobigny в Париже в спектакле «Дибук» (Азриель), Национального театра в Брюсселе в Бельгии в спектакле «Незрелые любовники» (Барон Казу). Как режиссер он работал в японском театре «Хаюдза» в Токио, где в 1986 году осуществил постановку спектакля «Любовь» по Алешину, и в 1998 году постановку спектакля «Боркман» по Генрику Ибсену.«Место встречи изменить нельзя». 1979 год.
В мае 2013 года Юрский поставил спектакль-фантазию «Полеты с ангелом» о художнике Марке Шагале, где сыграл пять ролей. Постановка — совместный проект театра им. Ермоловой и театрального агентства «Арт-Партнер ХХI». Спектакль стал лауреатом премии «Звезда Театрала-2013».«Не бойся, я с тобой». 1981 год.
Дебютом Сергея Юрского в кино стал фильм «Повесть о молодоженах», снятый в 1959 году. Известным его сделала главная роль Чудака в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» (1961). Затем были роли в картинах «Крепостная актриса» (1963), «Время, вперед!» (1965), «Республика ШКИД» (1966), «Золотой теленок» (1968), «Интервенция» (1968), «Король-олень» (1969), «Сломанная подкова» (1973), «Расмус-бродяга» (1978) и др.«Ищите женщину». 1982 год.
Творческой удачей стала для актера драматическая роль Груздева в телесериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979). С глубоким проникновением в пушкинский текст сыграл он Импровизатора в «Маленьких трагедиях» Александра Пушкина, снятых режиссером Михаилом Швейцером (1980).«Выигрыш одинокого коммерсанта». 1984 год.
В 1980-1990-х годах среди интересных ролей Юрского в кино можно отметить роли мэтра Роше в телефильме «Ищите женщину» (1982), дяди Мити в картине «Любовь и голуби» (1984), Экстрасенса в одноименном фильме (1992), мэтра Рене в сериале «Королева Марго» (1996).«Сказки старого волшебника». 1984 год.
В 1990 году он снял художественный фильм «Чернов/Chernov» по собственной повести, где сыграл одну из ролей. На телевидении Юрский поставил фильмы «Фиеста» (1976), «Младенцы в джунглях» (1975), «По поводу лысой певицы» (2009).«Любовь и голуби». 1984 год.
Сергей Юрский был одним из лучших чтецов. В его репертуаре 15 литературных программ по произведениям классических и современных авторов. Первые программы он начал создавать еще в 1960-е годы, читая на литературных концертах произведения Пушкина, Гоголя, Бабеля, Пастернака и других литераторов. «Звездочёт». 1986 год.
Перу Юрского принадлежат книги «Кто держит паузу», «В безвременье», «Узнавание», «Сюр», «Жест», «Содержимое ящика», «Театр Игоря Вацетиса», «Игра в жизнь», «Эжен Ионеско в переводах Сергея Юрского». Сергей Юрский — народный артист РСФСР (1987). Был награжден орденами Почета (1995), «За заслуги перед Отечеством» IV (2005) и III степеней (2010), медалью Пушкина. Лауреат Премии президента РФ в области литературы и искусства (2002), Премии правительства РФ 2010 года в области культуры.«Королева Марго». 1996 год.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.