В основном конкурсе «Кинотавра» режиссер Анна Матисон (супруга Безрукова) представила свою новую картину «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл». Это вольная экранизация повести Сергея Довлатова «Заповедник». Действие перенесено в наши дни, а вместо писателей главными героями становятся музыканты. Буквально в день закрытия фестиваля выяснилось, что в прокат картина выйдет под названием «Заповедник».
— Сергей, начну с банального вопроса: когда вы впервые познакомились с творчеством Довлатова и какие были первые впечатления?
— Честно говоря, для меня по-настоящему Довлатова открыла Аня. Она читала о нем все. Можно сказать, она настоящий специалист по этому писателю. Так что в полном объеме с творчеством Сергея Донатовича познакомила меня именно супруга.
— Тема эмиграции русской интеллигенции была актуальна как в советские годы, так и сейчас. Почему так происходит?
— Я могу сказать про себя лично. Никуда уезжать из страны я не собираюсь. И березы тут совершенно ни при чем (смеется). Меня держит в России семья, дом и любимая работа. Кроме того, я адекватно оцениваю ситуацию, и понимаю, что русский артист на Западе должен сделать над собой нечеловеческое усилие, чтобы состояться. Это вопрос и языка, и везения, и связей. Я, конечно, говорю на иностранных языках. Но думаю и чувствую я на русском языке. И я счастлив, что окончил Школу-студию МХАТ, а Нью-Йорскую академию киноискусства, например.
— Есть ли какая-то связь между тем, что вы сыграли рок-звезду в картине, и тем, что стали солистом рок-группы «Крестный папа», о чем стало известно совсем недавно. И будете ли вы исполнять песни, которые звучат в фильме?
— Песни из фильма я пока не имею права исполнять со сцены. Это связано с тем, что картина еще не прошла в кинотеатрах, и прокатчики ставят такие вполне разумные ограничения. А что касается моей рок-группы, то я очень рад, что аудитория очень хорошо восприняла первый сингл. А 14 июня выйдет новая песня и клип, посвященные Чемпионату мира по футболу. Хочется хоть как-то поддержать нашу сборную.
— Так я так и не понял — зачем вам, успешному актеру, режиссеру, понадобилась еще и рок-группа?
— Если я вам расскажу, как произрастала эта идея, вы мне все равно не поверите. Но это чистая правда. 25 мая 1990 года, когда я заканчивал общеобразовательную школу, мы в актовом зале устроили капустник, где каждый на сцене изображал, кем он станет через 30 лет. Кто-то изображал тренера, кто-то физика, кто-то профессора. А один одноклассник представлял, что он станет художественным руководителем Перовского художественного театра. А я же, при том, что на тот момент уже поступал в Школу-студию МХАТ, вышел в образе рок-звезды. Причем я изображал очень уставшую рок-звезду, которая только что вернулась из большого концертного тура по Америке. Мне казалось, что это очень круто. Поскольку я окончил к тому моменту музыкальную школу по классу гитары, в руках у меня, соответственно, красовался этот инструмент. Я делал вид, что не узнаю одноклассников. Пел устало какие-то песни. Мне тогда было 16 лет. И видимо где-то в подсознании эта мечта жила, росла.
— Но как актер вы давно поете...
— Да, но это другое. Я очень люблю актерское пение. Этим славился Андрей Миронов, например, которого я обожаю. Вроде бы, в случае с ним, ни о каком диапазоне говорить не приходится, но есть у него какая-то особая магия в тембре. Ты узнаешь его из тысячи вокалистов, поскольку он пел сердцем, душой.
Я тоже неоднократно проверял себя в плане вокала. И со сцены пел, и за кадром. Вспомнить хотя бы песню «Березы» из сериала «Участок». Березы меня, как деревья, кстати, совершенно не волнуют. Я люблю сосны. Но с момента выхода сериала все свято уверены, что Безруков до дрожи в коленях любит именно березы.
— Но сама песня-то вам нравится?
— Когда нам с режиссером Сашей Барановым принесли эту песню, мы схватились за головы. Настолько нам эта вещь показалась советской. Но потом я подумал, что раз Золотухин в этой картине пел «Ой мороз, мороз», почему бы и мне не спеть хотя бы куплет. В конце концов, это выглядело органично, потому что все участковые в Советском Союзе пели. Я пришел в студию, записался, после чего присутствовавший в это время автор песни Игорь Матвиенко сказал мне: «Если бы у меня все так пели и работали, я был бы, наверное, уже миллиардером» (смеется).
Ну а после я пел Высоцкого, других авторов. И с каждым годом в этом плане становился все смелее и смелее. Ну и все это в итоге привело к созданию собственной группы. Но стоит оговориться, что этот музыкальный проект для души, а не для того, чтобы кого-то подвигать на музыкальном олимпе. Я прежде всего актер, который решил воплотить свою детскую мечту.
— Вы переиграли, кажется, всех персонажей, каких только можно. Каких ролей от вас еще можно ожидать?
— В прошлом году на «Кинотавре» была представлена картина «Мифы» с моим участием. И вот там я поиздевался над собой, посмеялся по полной программе. Я сыграл актера, который переиграл уже все на свете.
— Говорят, вы Пушкина собираетесь опять играть. Это правда?
— Ну нет, конечно! Но этот миф разлетелся, и желтая пресса уже поспешила разорвать меня на британский флаг, хотя сейчас это и не модно. Играть я буду в проекте Игоря Угольникова «Учености плоды». Действие происходит во время Великой Отечественной войны. Это про оккупацию Михайловского. Ну какой там может быть Пушкин?! Но никто разбираться не стал, и меня поспешили заклеймить позором.
А что касается того, каких ролей от меня можно ожидать в принципе — надеюсь разных, интересных. Главное, чтобы артисту было интересно самому. Как только актеру становится скучно — ему надо бежать из профессии. Олег Павлович Табаков говорил мне: «Серега, волноваться надо всегда. Если ты перестал волноваться перед выходом на сцену. Все! Ты не артист».